Пока ледники спокойны

Трагедия в Северной Осетии, где сорвавшийся с огромной высоты ледник перепахал долину Кармадон, уничтожив десятки, а, возможно, и сотни людей, заставил по-новому посмотреть на эту проблему и в Киргизии. Ведь здесь, по подсчетам ученых, живет и "дышит" более восьми тысяч ледников. И многие из них находятся значительно выше, чем белые поля Кавказских гор. Тем более, что в нынешнем году здесь уже был случай, когда сорвавшийся с высоты ледник унес свои человеческие жертвы.

 Произошло это на высокогорном золотодобывающем комбинате «Кумтор». Весной нынешнего года здесь подтаял и обвалился прямо в промышленный карьер хвост ледника Давыдова. Масштабы этой катастрофы, конечно же, несравнимы с тем, что произошло в Северной Осетии. Под завал здесь попал всего один человек. Тем не менее, тело его до сих пор не найдено. Ведь могилой ему стали шесть миллионов тонн грунта, перемешанного с битым льдом.

 

 Велики и экономические потери, нанесенные природой. Золотодобывающий карьер с тех пор резко снизил добычу драгоценного металла. Расчистка завалов потребовала огромных финансовых средств, которые легли на убытки комбината. В итоге резко снизились экономические показатели всей республики. По росту, а точнее снижению валового продукта Киргизия занимает теперь последнее место среди стран СНГ. Вот что такое буйство всего лишь одного, не самого большого ледника. А прорыв ледникового озера в урочище Шахимардан на границе с Узбекистаном завершился еще более трагически. Селевые потоки унесли тогда десятки людей, оказавшихся на пути ледника. И большинство из них погибли.

 

 А как сегодня обстоят дела у крыши мира, как образно называют крупнейшие горные хребты Киргизии - Тянь-Шань и Памиро-Алай? По данным специалистов расположенные там ледники пока спокойны. Но полностью доверять им, как показывает опыт Северной Осетии, вряд ли стоит. Не зря ведь километровые поля спрессованного снега, скапливающегося у заоблачных вершин, называют дамокловым мечом, подвешенным над долинами. Они постоянно живут, растут, «пульсируют». И пульсация эта очень часто оборачивается трагедиями и катастрофами. Только на днях в городе Кызыл-Кия Баткенской области селевой поток, рожденный у подтаявшего ледника, снес несколько жилых домов, погубил засеянные поля. Немало моренных озер, образованных ледниками висит и над столицей Киргизии Бишкеком.

 

 Словом, уроки Северной Осетии учат самым серьезным образом относиться к «белым драконам». Однако в Киргизии, как и в России, на полное и постоянное обследование ледников не хватает средств. Сейчас все работы по мониторингу горных опасностей проводит министерство экологии и чрезвычайных ситуаций. Конечно, это наилучший вариант. Министерство это значительно сильнее, чем тот же Гидромет. Но все равно, контролем охвачены далеко не все потенциально опасные участки. Особенно в малонаселенных районах. Между тем, самые страшные и разрушительные подвижки чаще всего начинаются именно там.

 

 Сейчас правительство, на основе российского опыта, разрабатывает принципиально новую концепцию антилавинной и антиледниковой службы. Планируется восстановить практически все пункты наблюдения и контроля, которые существовали здесь еще в годы Советского Союза. Дело это дорогое, но совершенно необходимое. Ведь почти 95 процентов территории Киргизии приходится на горы, в которых как раз и живут ледники, постоянно угрожающие человеку. Хотя с другой стороны, те же самые ледники несут в густонаселенные долины жизнь, орошая поля и снабжая человека чистой и вкусной водой.

 

 Юрий РАЗГУЛЯЕВ

 г. Бишкек

 Киргизия

Ссылки по теме:

 ПРАВДА.Ру

 В списках не значатся...

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *