Анатолий Чехоев: «Миротворцы уйдут, но оружие оставят»

Требование МИД Грузии о выводе российских миротворцев из зоны грузино-абхазского противостояния в трехмесячный срок свидетельствует о готовности Тбилиси к военному разрешению конфликта с Сухуми. О возможных сценариях развития российско-грузино-абхазского конфликта в интервью «Газете.Ru» рассказал депутат Думы, зампред Комитета по делам СНГ Анатолий Чехоев.

— Анатолий Георгиевич, чем можно объяснить столь резко изменившийся официальный тон Грузии по отношению к Москве?

—У депутатов Думы вызвало серьезную озабоченность то, с какой поспешностью Грузия предоставила США свои базы и аэродромы для борьбы с террористами. Россия занимает не менее активную позицию в этом вопросе, однако больше всего настораживает то, что именно вслед за этим решением потребовался вывод войск российских миротворцев. Грузия решила участвовать в мировом переделе сфер влияния, устроенным США под видом борьбы с террористами.

Обстановка в странах Азии говорит именно об этом. Возьмите Среднюю Азию. Каждый из президентов среднеазиатских республик решает для себя сложную задачу — с кем быть. Так, налицо противостояние Казахстана и Узбекистана за влияние в Афганистане. Не исключаю, что шансы генерала Дустума, зятя Ислама Каримова и непоследнего претендента на пост афганского лидера, повысятся. А вслед за его избранием поднимутся и акции Каримова, что дает ему завидное положение в случае любых переговоров как с российской, так и с западной сторонами.

Что же касается Грузии, то она уже определилась. Во время своего визита в США, выступая 3 октября 2001 года перед студентами Гарварда, Эдуард Шеварднадзе прямо объявил, что сегодня главная угроза Западу и демократии – нынешняя Россия. По стилистике перещеголял даже Черчилля. Я не исключаю, что Шеварднадзе получил карт-бланш на такие действия прямо из Госдепартамента. Таким образом, Грузия хочет поучаствовать в происходящем сегодня переделе сфер влияния. В число пособников террористов Грузия, конечно же, попасть не хочет, а потому будет принимать все поставленные перед ней условия США.

— Чего добьется Грузия, если все требования предъявляемые ею сегодня, будут удовлетворены?

— Главная цель у Шеварднадзе сегодня — любым способом повысить свой рейтинг. В ноябре выборы в парламент, надо хоть как-то сплотить нацию. Ведь у президента рейтинг чуть ли не 3%. В республике его так и называют — «президент трех кварталов». Резко ударили по Грузии и экономические санкции. После ввода визового режима на 80% аграрная Грузия оказалась чуть ли не в продуктовой изоляции, ведь огромная доля импорта продуктов производилась именно с территории Российской Федерации. А долг Грузии России составляет 160 млн долларов, не считая того, что около 1 млрд 200 млн долларов ежегодно поступает в Грузию из России в результате наркоторговли и других незаконных операций. Поэтому Грузии сейчас нужна хоть какая-нибудь война. Чем не повод? В Южной Осетии и Абхазии почти половина коренного населения — россияне. И Россия, конечно же, будет защищать своих граждан.

— Кто будет воевать, если войска все же выведут?

— Миротворцы, может, и уйдут, а вот оружие оставят. Местным жителям. Население там сплачивается в трудные моменты чрезвычайно быстро.

— И все же, учитывая большую экономическую и энергетическую зависимость Грузии от России, велика ли вероятность ее выхода из СНГ?

— Де-факто Грузия уже давно не является членом СНГ. Шеварднадзе и на заседания стран-содружеств приезжает редко и главным образом для того, чтоб поскандалить. Что касается реального влияния, у России есть все шансы контролировать этот процесс. Откуда Грузия будет брать электроэнергию? Никакой штат Алабама при всех симпатиях такого удовольствия не предоставит. А ведь идет зима. На одной независимости не согреешься.

Елена Руднева

«Газета. Ру»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить