Юрий Разгуляев: браконьерство в Киргизии становится любимой забавой «больших людей»

Недавно жители высокогорного Ат-Башинского района Нарынской области обратились с письмом к президенту Кыргызстана Аскару Акаеву. Они с возмущением писали о бесконтрольном отстреле редких животных браконьерами и туристами-охотниками. «В горах уже почти не осталось ни горных баранов, ни козлов, — сообщают они. — Нужно запретить отстрел диких животных хотя бы на три года. Горы, на которых веками жили наши предки, уже не приносят нам коренным жителям доходов».

Своих земляков поддержал депутат Жогорку Кенеша Турдакун Усубалиев. В письме на имя президента Аскара Акаева он сообщает еще более вопиющие факты. Особенно возмущает его охота с вертолета, которой занимаются, в основном иностранцы. При этом в качестве охотничьих трофеев они берут только рога и шкуру. Если выстрел хоть немного повреждает шкуру, браконьеры считают ее уже непригодной и бросают. Итоги такой «охоты», считает депутат, получаются катастрофическими. Если раньше в каждом стаде горных баранов и козлов насчитывалось от двухсот до трехсот особей, то теперь — только двадцать-тридцать.

В ответ на обращение нарынцев глава государства распорядился образовать специальную комиссию для расследования вопроса. Однако результаты ее работы получились совершенно неожиданными. Директор Департамента государственного экологического контроля и природопользования Тыныбек Алыкулов, возглавлявший ее сделал совершенно неожиданный вывод. По его мнению, тревога местных жителей совершенно необоснованна.

«Объявлять трехлетний мораторий на охоту на этих животных, считает «защитник природа», — нет необходимости. Иностранцам ежегодно выдается только 60-70 охотничьих лицензий на отстрел дичи. Это капля в море». Гораздо больший вред, по мнению Тыныбека Алыкулова, наносит местное браконьерства. На ат-башинском базаре, оказывается, уже в открытую торгуют мясом архара, по 40 сомов (80 центов) за килограмм. Между тем на весь район здесь приходится только один инспектор.

Вместе с тем директор Департамента природопользования согласился, что киргизские архары чрезвычайно высоко ценятся среди туристов-охотников из разных стран мира. Горные козлы привлекают их, прежде всего, длиной рогов — до полутора метров. За возможность получить такой трофей они готовы платить огромные, особенно по нарынским меркам, деньги. Устоять же перед соблазном заработать за одну охоту несколько десятков долларов может далеко не каждый местный житель.

Житель села Ача-Кайынды Темирбек Имакеев так рассказывает о жизни своих земляков: «Работы в селе нет. Каждая вторая семья добывают деньги охотой на сурка, архара. Тем люди и живут. У кого есть машина и деньги на бензин, те забираются в самую глушь пострелять горных баранов. Наши аилы — Казыбек, Кызыл-Туу, Калинин — это села охотников».

По мнению инспектора областной экологической инспекции Рудбека Абраева, снижение численности архаров и козерогов в Нарынской области произошло не только из-за браконьерства. Во многом здесь "повинны" волки и болезни животных. Один волк, как установлено, за год съедает 30 архаров. А ведь по склонам гор бродят сотни серых хищников. В 1998 году Жогорку Кенеш предусмотрел в бюджете специальной статьей два миллиона сомов на премиальные выплаты охотникам за отстрел волков. За отстрелянного самца тогда установили вознаграждение в тысячу сомов, за самку — 1500 и за волчонка — 500 сомов. Люди очень активно участвовали в отстреле волков. Но предусмотренные в госбюджете деньги быстро закончились, а новых отчислений не последовало.

Совершенно неожиданный взгляд на проблемы браконьерства в Киргизии высказал сотрудник Нарынской областной государственной администрации, не пожелавший называть своего имени. Он говорит: «Здесь замешаны интересы очень больших людей. Это, например, брат президента Асанкул Акаев. Он является владельцем фирмы «Азия Сафари», в распоряжение которой выделено 90 тысяч гектаров охотничьих угодий. Кое-кому это не нравится. На самом верху есть несколько больших людей, которые никак не могут поделить между собой этот жирный кусок. Так что письма и обращения — это просто специально организованная акция».

Слова эти самым неожиданным образом подтвердились 14 июля нынешнего года, когда президент Аскар Акаев издал Указ "О повышении эффективности ведения охотничьего хозяйства Кыргызской Республики". Один из пунктов этого документа передает все права Департамента экологии и природопользования в области охоты… Управлению делами президента. Упомянутый указ наделил этот орган такими несвойственными ему полномочиями, как распределение квот на добычу диких животных, выдачу разрешения на экспорт и импорт растений, диких животных, находящихся под особым контролем.

Специалисты считают, что указ этот полностью противоречит законодательству: «Закон нарушен. Прочитав этот указ, мы очень удивились. Ведь не может же быть так на самом деле, чтобы за разрешением на отстрел одного сурка десять человек приезжали в «Белый дом» откуда-нибудь из Ат-Баши? Что, «Белому дому» больше заняться нечем?»

Директор ОсОО «Улар» Болотбек Молдокеев, охотник с сорокалетним стажем, имеет в своем распоряжении 60 тысяч гектаров земли в местностях Узенги-Кууш и Тасма. В прошлом году он организовал охоту на архара для четырнадцати иностранных туристов-охотников, а в нынешнем — получил только три таких разрешения. Ему тоже непонятен «охотничий» указ президента.

«Здесь замешаны интересы больших людей, — считает Болотбек Молдокеев. — Они используют в своих целях фамилию АскараАкаева. И этот указ — тоже доказательство того, что президента подставляют. Неужели мы докатились до того, что глава государства будет заниматься теперь еще и дележкой горных баранов?!»

В Киргизии ни для кого не является секретом, что богатые и известные люди, в частности, депутаты парламента и госчиновники, считают охоту не только лучшим видом отдыха и проведения досуга, но и признаком достигнутого высокого материального достатка. Директор Департамента экологического контроля Тыныбек Алыкулов с тревогой отмечает быстрый рост популярности этой недешевой забавы: «У меня есть длинный список депутатов, высокопоставленных начальников — с указанием того, сколько архаров или козерогов они застрелили. Однако прессе я этот список передать не могу. Все они браконьеры, занимались отстрелом животных без лицензии».

Еще в 1999 году работник нарынской обладминистрации Кемельбек Аширалиев был задержан, когда возвращался с браконьерского промысла с 5 добытыми им архарами. Отделался он штрафом в 10 тысяч сомов. Об этом в свое время писала независимая газета «Асаба». Ныне любящий охоту начальник руководит... Нарынской областной экологической инспекцией.

Так что животный мир Кыргызстана стал сегодня не только источником добывания средств к существованию, но и наживы. Сельские жители отстреливают сурков, архаров, горных козлов для пропитания, а толстосумы сделали добычу редких животных еще одним способом приумножения своего благосостояния. Что изменит в этой сфере странный указ президента — покажет время...

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить