Андрей Лубенский: украинские коммунальные тарифы Как способ грабежа

Все давно привыкли к постоянным стенаниям представителей коммунальных служб по поводу отсутствия средств. В то же время все большему числу людей становятся просто не по карману коммунальные услуги. Долги населения достигли астрономической суммы в 6,2 миллиарда гривен. Но вот недавно знакомый рассказал, что установил у себя в квартире газовый счетчик и теперь платит за газ в пять раз меньше. Хотя не экономит и газа расходует столько же, сколько и раньше. Получается, что раньше он платил не только за себя, но еще за четверых? И все, у кого не установлены счетчики (а это дорогое удовольствие) продолжают переплачивать вчетверо?

Та же ситуация по теплу, по воде. Нормы расхода воды на человека предусматривают, вероятно, возможность содержания в квартире домашнего слона, которого надо купать два раза в сутки. А на деле в цену забиты все дырявые трубы, машины начальников, пещерный менеджмент... Но все равно коммунальная сфера сверхрентабельна! «При том, что 20-35% населения не платит, остальные покрывают затраты «за себя и за соседа» из-за завышенных тарифов. Иначе, чем сознательным разорением населения это не назовешь», — заявил в интервью газете «Киевские Ведомости» первый секретарь политсовета Соцпартии Иосиф Винский.

Именно фракция СПУ инициировала выяснение обоснованности коммунальных тарифов, в результате чего при Кабмине создана соответствующая комиссия. Она уже начала действовать и, как сказал народный депутат, социалист Станислав Николаенко, выступая перед избирателями в Каневе, уже первые результаты ошеломляют: «коммунальная сфера — это источник суперобогащения».

— Мы проанализировали цены на электроэнергию, на воду, на тепло, — сказал он. — И увидели: тот, кто производит, например, электроэнергию, тот убыточен, тот, кто ее продает — тот с прибылью. А кто покупает — тот разоряется.

По словам С. Николаенко, электроэнергия на пути от производителя к потребителю в ряде случаев дорожает в 15 раз. Каким образом? «Вот ТЭЦ покупает топливо, мазут, газ, сжигает его. Обязательно между ТЭЦ и теми, кто газ и мазут продает, стоит частная структура, как правило, учрежденная родственниками кого-либо из руководителей областной администрации. Такая структура и делает наценку на 30-40%. А можно ведь торговать напрямую!».

Депутат отметил, что заседание государственной комиссии по изучению вопросов регулирования цен на жилищно-коммунальные услуги оттягивалось целый месяц и пришлось напоминать премьер-министру о его обещании заняться этой проблематикой. Все же заседание состоялось, и госкомиссия по предложению Иосифа Винского решила начать изучение ситуации с выборочных проверок. Но уже сейчас ясно, сказал С. Николаенко, что в этой сфере «сумасшедшие деньги идут в карманы частных лиц». При нормальном подходе цены можно не повышать (чего все время требуют коммунальщики), а, напротив, снизить вдвое. Но — «прольется немало слез и крови, потому что кто сегодня откажется от супердоходов просто так?».

В качестве «живого примера» депутат привел «газового короля» Игоря Бакая, который «полетел на собственном самолете стрелять слонов, пострелял — и два года его в Верховной Раде никто не видел, появился только тогда, когда снимали Ющенко». Впрочем, по мнению С. Николаенко, виноват не столько олигарх Бакай, сколько житомирские избиратели, отдавшие ему 60% голосов за то, что тот «...800 метров улицы заасфальтировал». Если украинского избирателя так легко купить, то стоит ли потом обижаться на олигархов и удивляться, что 3% населения завладели практически всем национальным богатством Украины?

Но вернемся к тарифам. Их нынешний уровень находится в противоречии с Законом Украины «О прожиточном минимуме», требующим, чтобы уровень затрат на жилищно-коммунальные услуги не превышал 12%. «...Прожиточный минимум — это предельный минимальный уровень доходов, которыйпозволяет не умереть от голода и под забором, — напоминает Иосиф Винский. — Для лиц, которые утратили трудоспособность, эта сумма составляет 248,77 гривни, трудоспособных — 331,05. В феврале 2001 года при средней зарплате 263 гривни за квартиру платили 105,9 — в расчете на одного человека, то есть 40% от зарплаты. Для пенсионеров такие выплаты вообще стали катастрофой, — средняя пенсия по стране колеблется в пределах 97 гривен (!). Куда мы катимся?

И. Винский считает, что правительство отказалось от какого-либо контроля за коммунальной сферой, в результате цены назначаются «с потолка», обогащая посредников. Без государственного присмотра остается и оборот коммунальных средств: «Каждая из 14 млн. украинских семей имеет по 5 платежных книжек. Эти 60 млн. счетов не контролируются, поэтому по степени коррумпированности коммунальщики сохраняют «почетное» третье место в Украине после банков и энергетики».

С подачи фракции социалистов парламентарии проголосовали за постановление, предусматривающее создание механизма контроля за тарифами на жилищно-коммунальные услуги с участием правительства, Антимонопольного комитета, прокуратуры и местных советов. Кабмину предложено пересмотреть действующие тарифные нормы с целью сделать их экономически обоснованными (а значит, полагают депутаты, и более низкими). Действительно, сегодня тарифы рассчитываются произвольно. Как сказал в интервью газете «Факты» глава парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Иван Ткаленко, «соответствующие службы просто подсчитывают свои затраты и делят их на всех поровну» (включая в цену огромные потери воды и тепла, неоправданные накладные расходы и т.п.). По мнению И. Ткаленко, необходимо отменить начисление НДС на газ и электроэнергию, что снизит их стоимость на 20% — «а поскольку энергоносители составляют около 70% стоимости всех коммунальных услуг, это даст возможность снизить квартплату на 12-15%». Если же избавить потребителя о необходимости оплачивать потери коммунальных служб, то их услуги подешевеют еще на 8%. А если убрать посредников? Но про них глава парламентского комитета ничего не сказал.

А что делать с уже накопившимся долгом? Перед уходом на каникулы Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект (предложенный депутатами П. Кузнецовым, С. Гуренко и П. Симоненко), предусматривающий списание долгов по коммунальным услугам всем, у кого доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума. Правда, такое решение вопроса не все считают разумным. Во-первых, это может парализовать работу коммунальных предприятий — им-то долги прощать никто не собирается. Во-вторых, те, кто раньше платил за жилищно-коммунальные услуги (и платил, учитывая уровень цен, не только за себя, но и «за того парня»), теперь вполне могут перестать это делать. Зачем, если долги все равно спишут?

Словом, считают критики, это лишь видимость решения проблемы. Не стоит забывать и о том, что украинское государство тоже в должниках перед своими гражданами. Только по «сгоревшим» в Сбербанке вкладам необходимо выплатить 132 миллиарда гривен. Есть предложение гасить долги за коммунальные услуги лишь после того, как государство выполнит все свои обязательства (но тогда придется подождать лет 500). Другие предлагают использовать обесцененные вклады при погашении задолженности. Но ведь газ на эти «деньги» не купишь. Третьи зрят в корень и предлагают государству прекратить поощрять воровство и заняться наконец исполнением своих прямых обязанностей — утвердить в экономике честные правила игры и следить за неукоснительным их соблюдением. Тогда разбогатевшие украинцы как-нибудь смогут платить за воду и тепло. Похоже, третий путь самый правильный. Но и самый нереальный...

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру

Украина

Обсудить