Андрей Лубенский: «Реформы ради благосостояния» на Украине: каков результат?

«Реформы ради благосостояния» — так громко называлась программа деятельности правительства Виктора Ющенко. Теперь, после отставки Кабинета, правомерен вопрос: каков же результат ее реализации?

На первый взгляд, положительные сдвиги есть. В минувшем году средние номинальные зарплаты возросли на 29%, а минимальная зарплата была увеличена на 60% (с 74 до 118 грн.). Были погашены долги по пенсиям, задолженность по зарплатам сокращена почти на 20%. Сократилась сумма внешней задолженности страны, рост ВВП составил 6%. Об этом не устают повторять сторонники экс-премьера, полагающие, что политическая карьера Виктора Ющенко далеко не закончена. Критики акцентируют внимание на другом. Например, на том, что на фоне роста денежных доходов и роста ВВП (который вообще объявлен «беспрецедентным» на всем постсоветском пространстве) отмечено... снижение реальной зарплаты. Сократился и размер реальной пенсии.

«Можно ли считать достижением правительства ликвидацию долгов по пенсиям, если в долларовом эквиваленте ее средний размер на конец 2000 года уменьшился с $20 до $13? — пишут «Киевские Ведомости». — Если утвержденный парламентом прожиточный минимум в 311 грн. имеют только 25-30% населения, а среди пенсионеров эта цифра составляет 8%? Если коммунальные тарифы на жилищные услуги вместе со стоимостью потребительской корзинки выросли почти на 40%? Если, наконец, реальная средняя зарплата уменьшилась с $65 до $43?»

Согласно принятым в мире критериям, 28% населения Украины — бедняки. То есть, люди, не имеющие возможности качественно питаться, покупать необходимые лекарства, одежду и обувь. При этом украинская бедность уникальна в мире тем, что это — бедность работающих людей. В условиях постоянного роста цен на все товары лишь такой товар, как рабочая сила, становится все дешевле. Удельный вес оплаты труда в валовом внутреннем продукте снизился с 53% в 1990 г. до 45% в 2000 г., причем реальная зарплата сокращалась быстрее, чем сокращались ВВП и производительность труда (и эта тенденция сохранилась даже при начавшемся в 2000 году росте ВВП).

Специалисты с тревогой говорят о формировании в Украине так называемой наследственной бедности. «Дети из бедных семей не получают необходимой профессиональной подготовки и впоследствии не могут получить хорошей высокооплачиваемой работы, — пишет Элла Либанова («Зеркало недели», №13,2001). — Как показывают исследования, существует четко выраженная прямая зависимость между уровнем образования и материальным положением. Наличие в семье хотя бы одного человека с высшим образованием вдвое снижает риск бедности».

Но высшее образование становится недоступным для детей даже из тех семей, где оба родителя имеют работу. Что уж говорить о семьях, которых коснулась безработица! По данным Э. Либанновой, «наличие в семье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на 50%, двоих — в 2,3 раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в так называемых депрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза».

При этом известно, что почти половина безработных женщин имеет несовершеннолетних детей (смогут ли они дать им образование?). Постоянно уменьшается объем государственной помощи одиноким матерям. Если в 1994 году эта помощь составляла 13,4% от средней зарплаты, то в 1999 году — лишь 6,1%.

Впрочем, как уже говорилось, наличие работы на Украине — вовсе не гарантияот бедности. Более 70% трудоспособного населения получает зарплату ниже прожиточного минимума (который рассчитан лишь на удовлетворение минимальных физиологических потребностей). Средняя зарплата по стране составляет 264 грн. (при прожиточном минимуме в 331 грн.). В АПК эта цифра еще ниже — всего 102 грн., а в бюджетной сфере — 126 грн. Можно ли прожить на эти деньги?

При этом, если в Киеве средняя зарплата составляет 409 грн., то на Тернопольщине — 150 грн., на Волыни — 160 грн., на Хмельнитчине — 168 грн. (данные Министерства труда и социальной политики). Здесь мы сталкиваемся с таким новым для нас понятием, как «региональная бедность». В Украине самыми высокими уровнями бедности могут «похвастаться» Луганская и Николаевская области. Западные регионы спасает пока высокий уровень самозанятости населения, временная трудовая миграция и теневой сектор.

Не следует забывать и о том, что долги по зарплатам составляют около 5 миллиардов гривен. При сокращении внешней задолженности на 17% внутренний долг вырос в минувшем году на 38% — внешние долги гасились за счет невыплаченных социальных пособий и зарплат.

Особая тема — бедность пенсионеров: практически все «обычные» пенсии не дотягивают до порога бедности. Средняя пенсия составляет 32% средней зарплаты, а об уровне украинских зарплат мы уже говорили...

Низкая платежеспособность населения сдерживает экономический рост. Нельзя сказать, чтобы этого не понимали в правительстве. На днях Министерство экономики Украины провело в Черкассах открытые дебаты по поводу основных положений проекта программы экономического и социального развития страны на 2002 год. Представляя программу, руководитель департамента региональной политики Сергей Романюк среди проблем, требующих неотложного решения, назвал и узость внутреннего рынка, обусловленную бедностью массового покупателя. Развязать эту проблему предполагается с помощью реформирования системы оплаты труда. В частности, авторы программы намерены добиваться введения на Украине почасовой минимальной оплаты — вот только каков будет ее размер? В прошломгоду, как свидетельствует статистика, за час рабочего времени штатному работнику на Украине в среднем было начислено 1,77 гривны (около 30 центов)...

Конечно, все эти печальные реалии нельзя ставить в вину только правительству Ющенко, попытавшемуся «пиарить» на названии своей программы. Новое правительство назовет свою программу по-другому, но что это изменит? Десятилетний спад экономики привел к потере трех пятых ВВП и четырех пятых инвестиционного потенциала страны (данные УЦЭПИ), к деградации всех жизненно важных систем (медицина, образование и т.д.). Последствия такого беспрецедентного падения будут сказываться еще очень долго. Вот только почему-то национальная элита не желает делить тяготы ею же спровоцированного кризиса со своим народом: на фоне общего обнищания особенно заметна кричащая роскошь «элитных» кварталов и магазинов... Но в таком случае, вероятно, украинская элита собирается доживать свои дни где-нибудь на Луне. Опыт показывает, что в современном прозрачном мире воспользоваться отмытыми миллиардами не так просто. Впрочем, это уже проблемы элиты. У народа другая задача: сменить эту обанкротившуюся элиту, чтобы просто выжить...

ПРАВДА.Ру

Андрей Лубенский

Украина

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить