Александр ГОРОБЕЦ: начинается второй этап «дела Гонгадзе»

Похоже, на Украине снова начинаются веселые деньки. Именно сегодня, 9 января, генеральная прокуратура должна огласить результаты экспертизы "пленок Мороза" и экспертизы останков тела, якобы принадлежащего журналисту Георгию Гонгадзе. Кстати, это уже второй срок, к которому намечается огласить эти данные. По первоначальному заявлению руководителей этого ведомства, общественность должна была узнать все еще к новому году. Но высшая государственная инстанция по надзору за соблюдением законности просто отделалась молчанием, Затем был назван новый срок - 9 января.

Завтра Верховная Рада должна заслушать отчет генерального прокурора Михаила Потебенько. К этому готовятся власти, которые намерены "не сдавать" "ручного" прокурора. Но весьма решительно настроена и оппозиция. Тем более, что генпрокуратура весьма резво начала новый год, возбудив уголовные дела, против мятежного майора из охраны главы государства Николая Мельниченко и вице-премьера Украины Юлии Тимошенко.

При этом обозреватели указывают на то, что этим генпрокурор еще более усугубил свое положение перед парламентом. Ибо он накликал на себя гнев парламентской фракции "Батьківшина", которая контролируется Юлией Тимошенко. Кроме того, криминальный подкоп под вице-премьера, это угроза правительству Виктра Ющенко, корни в Верховной Раде которого очень крепкие.

Сегодня возобновляется всеукраинская акция протеста "Украина без Кучмы". Во многих областных центрах вновь вырастут палаточные городки. Требования оппозиции прежние - немедленная отставка "силовых" министров, добровольный уход с поста главы государства, оглашение результатов экспертиз по "делу Гонгадзе".

Тем временем, российская (не украинская) редакция радио "Свобода" передала интервью с президентом Украины Леонидом Кучмой, касающееся "дела Гонгадзе" и политической ситуации в стране. Обозреватели отмечают, что, как и его оппонент, бывший охранник Н.Мельниченко, Леонид Данилович дал свое интервью по телефону. Но если Николая Ивановича можно понять, ибо он опасается за свою жизнь, то "телефонное" общение с корреспондентом главы государства несколько удивляет. При чем, журналисты отмечают, что это было второе интервью Л. Кучмы, данное им по телефону. Первое состоялось после его избрания Президентом страны в 1994 году, и его взяла та же Елена Коломийченко - известный журналист, замеченная в активной поддержке Леонида Кучмы во время первой предвыборной кампании.

Не отказал Леонид Данилович нашей коллеге и сейчас. Вот что ответил Л. Кучма на вопросы радио "Свобода":

- Господин Президент, похоже, что вашим главным оппозиционером сегодня предстает лидер Социалистической партии Александр Мороз. Если судить по печати, то отношения оппозиции и власти в Украине начинают напоминать белорусский вариант, где само понятие "оппозиция" заранее имеет отрицательный смысл. Между тем, Украина, как записано в ее Конституции, - демократическая страна, а следовательно, оппозиция просто должна существовать... Кого вы, господин Президент, считаете своим наиболее серьезным критиком и вождем оппозиции в Украине? Есть ли в оппозиции те, к мнению кого вы готовы прислушаться?

- К большому сожалению, у нас в таком демократическом, цивилизованном понимании оппозиции не существует. Потому что одни есть оппозиция - это государство, вторые - просто чтобы сменить власть и самим прийти к власти, а юридически оформленной, на чем я настаиваю, в том числе и предложения конкретные вношу, пока, к сожалению, нет, потому что это все должно быть утверждено парламентом... Я вот недавно обратился, что надо обязательно принять Закон о политических партиях, где четко обозначить и что такое оппозиция... А самые серьезные критики - наверное, коммунисты.

- Господин Президент, в каком состоянии находится сегодня разгоревшийся в Украине скандал, как вы оцениваете это жесточайшее противостояние власти и оппозиции - ведь вас, Президента страны, напрямую обвиняют в причастности к исчезновению журналиста?

- Считаю, что это отлично подготовленная провокация, и не хочу до окончательного расследования говорить, кто за этим стоит, но я же сказал: Мороз - это просто рупор, которого используют, больше ничего.

- Ведется ли расследование, есть ли уже какие-то результаты?

- Под самым жестким моим контролем. Я отвечаю перед своей совестью и спрашиваю соответствующим образом, но давить не могу на тех людей, которые занимаются этим вопросом. Я спрашиваю Службу безопасности, спрашиваю генерального прокурора, но все это должно быть в правовом поле. Причем я четко и ясно заявил всем: любую экспертизу по любым вопросам - международную, многократную, внутреннюю, но обязательно, чтобы все это было прозрачно, не было никаких кривотолков, не было все под ковром и так далее, и тому подобное. И о чем можно информировать общественность через средства массовой информации - обязательно все это надо делать.

- Леонид Данилович, а все-таки как могло случиться, что ваша служба безопасности просмотрела якобы тот факт, что в вашем кабинете под диваном два года стояло какое-то цифровое устройство?

- Понимаете, мне немножко все это иногда смешно, иногда хочется плакать, потому что если стояло какое-то устройство, то это же не "шутка" оппозиции, допустим, это уже шпионаж. Потому что в моем кабинете говорится не только об оппозиции, условно говоря, а говорится о многих серьезных государственных делах, которые представляют государственную тайну. И я не хочу, чтобы кто-то воспринимал это как какую-то мелкую шалость. У кого в руках может, допустим, оказаться такой материал, если в страшном сне подумать, что все это существует?.. Поскольку все то, что сегодня опубликовано по результатам этих пленок - вы же представляете, что это не выдерживает никакой критики. Во-первых, я знать не знал этого журналиста. И журналиста такого в Украине практически мало знали, наверное, самые узкие, как говорят, специалисты. Потом - зачем Президенту после выборов искать какого-то журналиста? Я же не похож ни на сумасшедшего, ни на еще какого-нибудь такого. Меня, как говорят, многие знают не один десяток лет и знают все мои, как говорят, "за" и "против". Пойти на какие-то такие шаги - я же говорю, я не сумасшедший человек. Мне это просто не надо. Поэтому обвинять Президента в таких делах, даже просто человека - это аморально, и я не знаю еще, какие тут слова найти...

- Леонид Данилович, как насчет нецензурной брани в адрес ваших противников, соперников, оппонентов?

- В каком смысле?

- Что якобы на этой пленке есть нецензурная брань в адрес тех, с мнением которых вы не согласны?

- Я не слушал и не читал то, что там опубликовано, потому что однозначно считаю, что это провокация. А второе: я обыкновенный человек и могу где-нибудь при всем честном народе сказать не очень лицеприятные слова в адрес своих оппонентов. Но, как говорят, то, что там написано, - ну, у меня даже в лексиконе такого не существует, я придумать такого не могу... Я уже приводил пример. Шли выборы в США. Один из кандидатов сказал очень нелестные слова в адрес одной из журналисток. Это же известный факт. Его коллега, как говорят - кандидат в вице-президенты, подтвердил: "Забыли, что микрофоны не были выключены". А если этот корреспондент через день-два-три попала бы в автомобильную катастрофу и что-то с ней бы сталось? Так что, это надо обвинять кого-то в грехах праведных и неправедных?

- Господин Президент, сейчас, уже после всего этого, вы лично встречались с Александром Морозом?

- Нет.

- И не намерены с ним встречаться?

- Не вижу, так сказать, смысла в этой встрече. Если смысл этой встречи будет сводиться к тому, что "да - его подставили"... Я человек, как все знают, чересчур мягкий. В принципе, как говорится, не исключаю, потому что все мы такие, какими мы пришли из общества, которое нас такими сделало. У кого-то меньше амбиций, у кого-то больше. К сожалению, когда амбиции перерастают в такие не очень красивые дела... И самое главное: нельзя же объяснить, когда Александр Александрович Мороз, который всегда считал себя поборником левой идеи, вдруг объединяется с самыми крайними силами Украины, - с какой это оперы? По какому это сценарию делается? И вообще, какая цель преследуется? Я не думаю, что он не понимает, что это удар по престижу Украины, не по Президенту - Президент переживет. Я уже в своей жизни видел и слышал очень много, хотя в таких грехах - не дай Бог кому-нибудь пережить, чтобы человека так обвинили...

- ...Господин Президент, Украина - единственная из стран СНГ, бывший премьер-министр которой сидит в тюрьме, да еще и в другой стране - я говорю о Павле Лазаренко, который находится в тюрьме в США. Он объявляет себя преследуемым по политическим мотивам. Продолжаете ли вы добиваться его выдачи и что предпринимает в связи с этим украинская власть?

- Вы знаете, у нас каждый, кем начинают серьезно заниматься правоохранительные органы или кто оказывается за решеткой, сразу говорит, что он "политически преследуемый человек" - такой мы этап своей жизни переживаем. Наверное, нам через это надо пройти, потому что по-другому, к сожалению, не получается. А второе: мы не имеем системы нормальных законов. Мы же до сих пор живем по советским законам. У нас нет ни уголовных, ни гражданских, ни процессуальных, ни законов вообще про судопроизводство. Поэтому настолько у нас много дырок в нашем законодательстве - можно делать все что угодно, и часто самые громкие дела, когда доходят до суда, по известным причинам, рассыпаются. Что касается Лазаренко, то я со всей ответственностью хочу сказать, что власть, в первую очередь те, кому надо этими проблемами заниматься, - прокуратура Украины постоянно работает с правоохранительными органами США, в том числе и Министерством юстиции, и наша задача, и мы ее никогда не снимем, чтобы Павел Лазаренко отвечал все-таки по украинским законам.

Александр ГОРОБЕЦ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить