Александр Горобец: Украина с нетерпением ждет следственных экспертиз

Вчера в Киеве прошла пресс-конференция народных депутатов Украины, членов парламентской следственной комиссии по изучению обстоятельств исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе Сергея Головатого и Виктора Шишкина. Это известные и уважаемые в стране люди. Сергей Петрович бывший министр юстиции, руководитель неправительственной правозащитной организации. А Виктор Иванович – бывший генеральный прокурор.

Третий участник пресс-конференции – известный врач, народный депутат Украины предыдущего созыва Валерий Ивасюк. Тема встречи с прессой – экспертиза найденного тела.

Сергей Головатый сообщил, что у него нет никакого доверия до той экспертизы, которая проводится по решению генеральной прокуратуры.

- Уже с самого начала было видно, - подчеркнул Сергей Петрович, - что правоохранительным органам никак не хочется проводить анализы и экспертизу для идентификации страшной находки в таращанском лесу. Не потому ли, что результат известен заранее? С этим под разными предлогами тянут более месяца. Не берут образцов крови в родных Георгия. Теперь же засекретили все настолько, что подступа к этому нет даже в членов следственной комиссии высшего законодательного органа страны. Нам даже не известно, какие назначены экспертизы…

- Стало известно, - говорит Виктор Шишкин, - что к проведению экспертиз подключили международных специалистов. Но сделано это тоже в глубокой тайне. Кто они, откуда? – ничего не известно. Можно ли им доверять, кто их рекомендовал, и кто давал согласие на их участие – тоже секрет за семью печатями …

Тем временем, в столице Украины распространено заявление председателя Комитета Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Юрия Кармазина. В нем Юрий Анатольевич утверждает: ему доподлинно известно, что олигархи собрали и уже выплатили 15 (!) миллионов долларов экспертам за “правильные” выводы.

- Исходя из сообщения, в частности, и Юрия Кармазина, которому искренне верю, - подчеркнул Сергей Головатый, - хорошо знаю “кухню” “законника Л.Кучмы” Михаила Потебенько, я приложил максимум стараний для того, чтобы за рубежом была проведена независимая экспертиза найденного тела. Она уже проводиться в одном из закрытых учреждений Германии. Указывать его месторасположение, как и название, я вовсе не намерен, поскольку знаю, что там тут же окажутся гонцы с Украины с огромными деньгами. Это ведь хорошо известно, что они готовы выложить любые суммы, лишь бы был достигнут необходимый для главы государства и его окружения результат.

- У нас есть возможность, - отметил доктор В.Ивасюк, - получить самый точный результат. Мать Георгия – Леся Гонгадзе передала нам уникальную находку. У нее сохранилась с давних времен лечебная карточка сына с застывшей на ней капелькой засохшей крови сына. Таким образом, мы получим стопроцентные данные о том, – принадлежит ли Георгию тело, обнаруженное в лесу. Ведь Сергей Петрович доставил в Германию и фрагменты тела, части которого были найдены под Таращей. Кроме того, он сдал в лабораторию Германии три забора крови Леси Гонгадзе…

Как утверждают С.Головатый и В.Ивасюк, на обратной стороне медицинской карточки Г. Гонгадзе в правом верхнем углу оставлена кровь Георгия.

- По словам матери, Георгий в госпитале приложил карточку к груди, к тому месту, куда был ранен во время его пребывания на абхазско-грузинской войне в качестве украинского журналиста. Это - самое ценное доказательство, чтобы установить идентичность крови матери, сухой крови на карточке и трупа, найденного в Тараще, - подчеркнул доктор В.Ивасюк.

Народный депутат С.Головатый, также рассказал журналистам, что в аэропорту Франкфурта-на-Майне (Германия) за ним велось наблюдение до тех пор, пока он не обратился за помощью к местной полиции. "Я буду по этому поводу подавать заявление в Генеральную прокуратуру", - сказал С.Головатый.

Виктор Шишкин сообщил журналистам, что на последнем в этом году заседании парламентской следственной комиссии ждали, но так и не дождались первого заместителя министра внутренних дел Николая Джигу. Это он питался завести в оману высший законодательный орган, как и всю страну, сообщая о том, что якобы найденное тело “уже перезимовала в земле”. Сегодня уже точно известно, что оно пролежало в земле не более двух месяцев. То есть, столько времени, сколько прошло со времени исчезновения журналиста.

- Что ж, - многозначительно заметил В. Шишкин, - мы подождем пока господин Джига наберется сил…

Многих сегодня волнует вопрос, а возможна ли в Украине независимая экспертиза? Этот вопрос давайте зададим известному правозащитнику Игорю Воскобойникову - координатору Донецкого областного отделения Комитета по правам человека "Хельсинки-90".

- Существуют ли основания для сомнений в профессиональности и объективности украинской судебно-медицинской экспертизы?

- Если говорить о профессиональных качествах специалистов, то их высоко ценят не только в Украине, но и за границей. Но здесь следует провести границу между судебной экспертизой в центре и на периферии. На очень высоком профессиональном уровне работают Главное бюро судебно-медицинских экспертиз и Бюро независимых экспертиз, имеющее разветвленную сеть по всей Украине. И если государственные учреждения не могут в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности, то только из-за недостатка финансирования на закупку современного оборудования и техники. Я знаю, что уже более двух лет назад Главное бюро судебно-медицинских экспертиз обратилось к премьер-министру Украины с просьбой купить современную технику для оперативной экспертизы биологических материалов. Наличие такого оборудования просто необходимо, когда случается массовая гибель людей с расчленением тел, как это может случиться при падении самолета или взрыва в шахте. За границей именно благодаря новым технологиям возможно в считанные минуты установить принадлежность каждого фрагмента тела и избавить родственников погибших от подозрений в том, что они похоронили чужого человека.

Так вот, в течение двух лет эта инициатива Главного бюро судебно-медицинских экспертиз блокируется... генеральным прокурором Украины Михаилом Потебенько. Это обращение к Кабмину подписали все министры, имеющие отношение к этому вопросу, кроме прокурора.

- Вы говорите о закупке оборудования для опознания больших групп людей. А как в Украине с возможностью опознать единичные трупы?

- Наша экспертиза способна даже на нынешнем оборудовании - пусть старом и нуждающимся в замене - установить, кому принадлежит тот или иной труп. Поэтому я убежден, что вся вина за проволочки с экспертизой таращанского трупа лежит только лишь на прокуратуре, а не на милиции и СБУ. Если дело поручено прокуратуре, то никто не имеет права выносить какое-либо процессуальное постановление по этому делу, кроме органа, ведущего следствие. Затягивая проведение экспертизы, прокуратура блокирует объективную возможность установления истины и возможность справедливого суда, нарушая этим целый ряд статей Европейской конвенции по правам человека.

- Что бы Вы сказали о сроках, отведенных на любую экспертизу. Ведь таращанский труп найден уже около двух месяцев назад. А экспертизы все нет...

- Насколько я знаю, для этого хватило бы не двух месяца, а максимально 2-3недели с момента вынесения постановления и предоставления объекта исследования. В наших законах и инструкциях закреплены сроки - до 1 месяца должны быть даны окончательные выводы. Мне непонятны эти затягивания - все равно экспертиза покажет то, что есть, независимо от времени ее проведения.

- Позволяет ли оборудование в Украине определить подлинность аудиозаписей с разговорами якобы президента и его приближения?

- Насколько я знаю, судебная экспертиза по линии министерства юстиции почти не финансировалась последние 5 лет. Там была задолженность по зарплате, практически не покупалась техника... Были, конечно, люди, пытавшиеся в бюджетах закрепить совсем другие возможности. И здесь все держится на энтузиазме и добросовестности специалистов. Но технические возможности сильно отстают. Не знаю, купили ли в этом году хорошую технику для аудиоанализа в Институте судебной экспертизы Минюста, но раньше они работали на той, которую можно было купить в универмаге. О каком профессиональном или мировом уровне можно говорить?

- Чем бы вы объяснили незаинтересованность украинской власти в проведении экспертизы за границей? Возможно ли в Украине давление на экспертов с целью получить "нужный" результат?

- Вероятность этого очень высокая. Власть в старые времена научилась комбинировать состав экспертов, так как сам следователь по делу пишет, какому эксперту или учреждению провести исследования. А теперь посмотрите судебную статистику и покажите мне, когда последний раз у нас привлекали к уголовной ответственности судебного эксперта? Вы этого не увидите!

А поэтому, если следователь напишет: повести экспертизу такому-то эксперту из, допустим, какого-то районного отделения МВД, то так оно и будет. Никто другой не имеет права ее проводить. И вполне возможно то заключение, которое уже запрограммировано. Тут почти все зависит от добросовестности экспертов и желания следствия.

Но здесь можно "выбить клин клином". Потерпевшие могут через своего адвоката или напрямую заявить отвод эксперта, имеют право указать, кому бы они хотели доверить экспертизу и включить в состав экспертной комиссии, наряду с назначенными. Но в таком случае следует ожидать как скандала, так и, не исключено, противоположных результатов исследований.

- Так возможно ли в Украине проведение независимой экспертизы?

Возможно. Есть Бюро независимых судебных экспертиз. Его создали судебно-медицинские эксперты в Днепропетровске, но отделения есть в Сумах, Харькове и других городах. Там работают реально независимые специалисты очень высокой квалификации. Это коммерческая фирма, что и является основой независимости. Я не знаю ни одного случая опровержения их экспертизы.

- Если родственники Гонгадзе будут недовольны результатами работы экспертов, назначенных прокуратурой, где они могут их обжаловать?

- Согласно украинским юридическим нормам, все правоотношения в Украине подлежат судебной юрисдикции. Следовательно, нужно обращаться в суд. Он может назначить повторную экспертизу, а также учреждение для ее проведения. Может назвать и состав экспертов. Если суд в Украине этого не сделает, то потерпевшие имеют право выходить на Европейский суд по правам человека. Но в любом случае здесь придется хорошо потрудиться юристам. Иначе ничего не получится.

- Может ли Европейский суд назначить проведение повторной экспертизы, в том числе и за пределами Украины?

- Да, известны случаи, когда Европейский суд назначал повторную судебную экспертизу.

Автор Александр Горобец
Александр Горобец — журналист, политолог, писатель, собственный корреспондент Правды. Ру на Украине с 2000 по 2002 годы
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить