Украина: низкий Спрос на фуражную пшеницу

Согласно прогнозам, валовой сбор пшеницы в 2000 г. в Украине составит около 11 млн. т. Это почти на 22% ниже, чем прошлогодний валовой сбор 13,58 млн. т. Мы уже писали о том, что основными причинами падения производства пшеницы стали отсутствие реальных реформ и углубление негативных явлений в украинском сельском хозяйстве, недосев площадей, влияние отрицательных погодных факторов, задержка с уборкой урожая и высокая засоренность посевов сорняками и зараженность болезнями.

На фоне падения валового сбора пшеницы отмечается резкое снижение качества собранного зерна: доля продовольственной пшеницы (3 и 4 кл) во многих регионах не превышает 25%. По официальным же данным, валовой сбор пшеницы 3 и 4 кл. в среднем в Украине составил 54% всей собранной пшеницы, т. е. около 6 млн. т. Таков итог несоблюдения основных агротехнических требований при возделывании этой культуры: невнесение удобрений, недостаточное использование средств защиты растений и посев низкокачественными семенами.

Показательным является и тот факт, что в 2000/01 МГ лишь 33% посевов озимых зерновых получили подкормку азотом. Именно азот формирует хлебопекарные качества зерна пшеницы.

Таким образом, можно считать, что производство фуражной пшеницы в 2000 г. составит около 5 млн. т. Столь небольшого количества будет явно недостаточно, чтобы покрыть потребности внутренних потребителей, прежде всего, животноводческой отрасли. Однако, даже при перспективе развития серьезного дефицита фуражной пшеницы с течением сезона спрос на нее на внутреннем рынке в настоящий момент крайне низкий, а со стороны экспортеров – реально практически отсутствует.

Причины – крайне низкая платежеспособность внутренних потребителей, относительно высокие внутренние цены, а также ограничения на движение зерна на региональном уровне.

Животноводческие хозяйства будут вынуждены снижать поголовье скота, будучи не с состоянии обеспечить его кормами. Это приводит к снижению потребления фуражных зерновых. Однако, снижение потребления, являясь следствием снижения производства зерновых, по темпам отстает от него. С течением сезона развивается дефицит фуражных зерновых, который выражается в увеличении спроса и росте цен. Подобный дефицит будет наблюдаться и в нынешнем сезоне: уже в середине осени спрос на внутреннем рынке на фуражную пшеницу заметно вырастет, цены пойдут вверх, хозяйства и комбикормовые заводы будут стремиться преобретать любые, даже самые небольшие партии фуражной пшеницы. На комбикормовых заводах будут преобладать давальческие схемы переработки пшеницы, т. к. собственных средств у заводов для закупки зерна недостаточно.

Развитие дефицита фуражных зерновых, в т. ч. пшеницы, может привести к необходимости импортировать такое зерно, как в случае с продовольственной пшеницей.

Со временем на фуражную пшеницу появится и спрос со стороны экспортеров: с течением сезона запасы собственных фуражных зерновых в соседних странах СНГ, прежде всего, в Беларуси и России, сократятся, и эти страны будут вынуждены импортировать украинскую фуражную пщеницу. Заинтересованы в ее приобретении и соседние страны Восточной Европы. Спрос со стороны стран-импортеров будет развиваться постепенно, достигнув пика в зимне-весенние месяцы. Экспорт будет более привлекательным, чем внутренние продажи, по причине лучшей платежеспособности экспортеров. Основным ограничением для экспорта (и для экспортного спроса вообще) будут являться запреты местных властей на вывоз зерна из регионов.

Для местных чиновников сигналом к запретам на вывоз является само слово «пшеница», независимо от того, какого она класса и качества. Согласно Распоряжению КМ Украины N 340-р от 31.08.2000, разрешено использовать при производстве муки также фуражную пшеницу 5 и 6 кл. Кроме того, что подобное использование низкоклассной пшеницы приводит к заметному ухудшению качества хлеба и требует увеличения использования при хлебопечении различных улучшающих добавок, местные власти получают возможность практически всю выращенную пшеницу отнести к продовольственной и регулировать ее движение. Экспортеры за пшеницу 5 и 6 кл. будут давать примерно одинаковую цену, поэтому логично предположить, что предпочтительнее будет снижать на бумаге качество пшеницы, чтобы иметь хоть какую-то возможность получить разрешение на вывоз ее за пределы области.

Ввиду низкого валового сбора, относительно высоких внутренних цен и различных административных ограничений экспорт всей пшеницы из Украины в 2000/01 МГ вряд ли превысит 1 млн. т по сравнению с более чем 1,9 млн. т в 1999/2000 МГ. Практически вся экспортированная пшеница будет фуражного качества. Экспортеры будут отдавать предпочтение операциям с фуражным ячменем, ограничения на движение которого менее жесткие.

Что касается цен, то до формирования экспортного спроса четкой картины внутренних цен мы не увидим, т. к. на внутреннем рынке будут преобладать неденежные схемы расчетов. В ближайшее время внутренние цены на фуражную пшеницу останутся на низком уровне, обусловленном вялым спросом и пока еще достаточным сезонным предложением как самой фуражной пшеницы, так и других фуражных зерновых.

По данным собственного ценового мониторинга, в настоящее время средние внутренние цены спроса на фуражную пшеницу 6 кл. в Украине находятся в зависимости (по указанным выше причинам) от качества клейковины и составляют 450-470 грн./т за зерно с неотмывающейся клейковиной и 490-540 грн./т за пшеницу с отмывающейся клейковиной с содержанием 12-16%, пригодную для подмешивания к более качественному зерну при производстве муки, EXW, с учетом НДС. Цены предложения выше – 550-640 грн./т EXW. Экспортные цены пока не сформировались. Предложения пшеницы 5 кл. крайне редки.

Информационная служба компании «Олимпэкс Лтд»

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить