В Петербурге – романтика старой фотографии

Интересная выставка откроется сегодня в Петербурге, в Инженерном доме Петропавловской крепости. На экспозиции "Раскрашенная фотография в России. 1850 — 1950 гг.", организованной совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО представлена крупнейшая в России частная коллекция московского коллекционера Михаила Голосовского.

100 лет русской раскрашенной фотографии в пейзажах, портретах, натюрмортах, этнографических фото, выполненных в сложных техниках печати и раскраски несут в себе аромат и романтику прошлых эпох.

Было время, когда от массовой раскрашенной фотографии отвернулись как от "пошлого жанра", а сегодня ей возвращают звание искусства.

Среди живописцев по фотографии были великие художники Крамской и Шишкин, равно как и неизвестные студийные ретушеры. Между этими полюсами находились знаменитые фотографы-живописцы, сама реклама которых возвещала о возможности создания настоящих живописных портретов по фотографиям. Их студии в обеих столицах — Петербурге и Москве — находились на центральных проспектах и улицах: на Невском и Тверской. В зависимости от заказчика стиль раскрашенных фотографий менялся: от благородных изысканных акварелей по заказам дворянских семей (среди которых были Романовы, Толстые, Тютчевы) до ярмарочных — для солдат и посетителей увеселительных заведений. Именно такими фотографиями в начале ХХ века восхищались художники русского авангарда, видя в них, так же, как и в вывесках, ковриках и т.п. истинное проявление городского народного искусства.

В конце XIX - начале XX веков раскрашенная фотография привлекла внимание фотографов-пикториалистов. Ей отдавали должное такие мастера как Алексей Мазурин, Николай Андреев. Раскраска стала для них одним из способов создания уникальных синтетических произведений, соединяющих фотографию и живопись. История раскрашенной фотографии продолжалась и в последующие годы: раскраску использовали для создания парадных портретов актеров, героев, вождей.

Точность изображения и возможность украшения, изменения реальности в бескомпьютерную эпоху казались верным способом достичь совершенства. В сущности, часть секрета популярности Никаса Сафонова и многих других в том, что он использовал этот эффект раскрашенной фотографии наоборот — стилизовал живопись под фото. Хотя особенность фотографии — не только и не всегда в сходстве с реальностью — фотографии дано запечатлеть не только предметы, но и приметы времени их окружавшего.

До тех пор, пока фотография не стала цветной, фотографы и художники стремились достичь совершенства искусственно привнося в нее цвет, а после торжества цвета фотохудожники стали считать произведением фотоискусства именно черно-белую фотографию.

Раскрашенная фотография таит в себе очарование поиска и предвкушения цвета, которое сменилось разочарованием, но они этого не успели узнать.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру