Весеннее обострение "русского вопроса" в КПРФ

Весна, как известно, это время нервно-психических обострений, когда психиатры повсеместно сталкиваются с увеличением количества пациентов с шизофреническими психозами, различными неврологическими расстройствами, да и просто депрессивными состояниями.

Похоже, что «весеннее обострение» не прошло стороной и лидеров КПРФ . Да и чему тут удивляться. Политики ведь тоже люди. Однако в данном случае речь идет не о депрессивном состоянии, в котором лидер партии Геннадий Зюганов и компания пребывают аж с 2003 года - после провальных выборов в Госдуму, а скорее о «реактивном психозе».

Дело в том, что компартию вновь озаботил и лишил покоя пресловутый «русский вопрос». В связи с этим ЦК КПРФ на днях даже затеял проведение «научно-практической конференции» на эту тему. Что, согласитесь, для партии, казалось бы, далекой от националистической риторики, выглядит достаточно симптоматично.

Надо заметить, что это во всех отношениях любопытное мероприятия носило абсолютно закрытый характер. Увы, но для журналистов места в конференц-зале гостиницы «Альфа» так и не нашлось. Хотя удивляться тут, в принципе, и нечему. Как известно, «весеннее обострение» обычно сопровождается маниакальным чувством преследования и манией величия…

Несмотря на то, что «русский вопрос» в категориях марксизма никак не был раскрыт известными нам классиками, вся программа конференции была «прописана» в марксистко-ленинском ключе. Правда, идеологи КПРФ не учли, что ленинские труды едва ли можно использовать в обосновании патриотической идеологии, которую в последнее время пытаются педалировать ее лидеры.

Как известно, позиция Ленина по этому вопросу была достаточно радикальной. В частности, в своих бессмертных трудах он писал, что следует всеми силами «защищать российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке ... Приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды?».

И далее: «интернационализм со стороны угнетающей или так называемой великой нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой то неравенство, которое складывается в жизни фактической».

Из этой цитаты недвусмысленно следует, что адаптировать идеи «вождя мирового пролетариата» под сегодняшние нужды партии едва ли удастся. Правда, в своем докладе Зюганов попытался оправдать свой отход от ленинского курса тем, что « положение русского народа, его взаимоотношения с социалистической идеей коренным образом видоизменились» и требуют корректировки.

Надо заметить, что в развитии коммунистической идеологии вектор, направленный от национал-нигилизма и космополитизма к государственному, а затем и национальному патриотизму или, чего уж скрывать, к национал-социализму, прослеживается не первый год.

Однако в отличие от многочисленных национал-патриотов коммунисты никогда ранее не ставили «во главу угла» национальный вопрос. Хотя временами КПРФ пыталась сочетать в своей идеологии элементы марксизма-ленинизма с элементами национал-патриотизма. Но это сочетание наглядно проявлялось лишь в предвыборной агитации и в речах партийных руководителей. Так, ранее Зюганов заявлял, что нужно научиться соединять идеалы патриотизма и социальной справедливости.

Теперь же КПРФ окончательно раскрыла свои карты и объявила свою монополию на решение «русского вопроса» и национальную идею. Так, в качестве основного вывода конференции был предложен тезис о том, что русский вопрос может найти свое решение только на пути социалистического переустройства России: «Главная задача нашей партии — спасение русского народа. А вместе с ним — спасение государства Российского».

Впрочем, попытка монополизировать «русскую идею» Зюгановым предпринимались и ранее. Так, в 2003 году, накануне парламентских выборов, Зюганов безстесненияобъявил, что «русскую идею» может адекватно сформулировать только КПРФ. В одном из своих программных заявлений Геннадий Андреевич даже определил суть национальной идеи: «это сильное государство, социальная справедливость и коллективизм».

Выдал он и свою триаду, на которую, по-видимому, должна будет опираться русская идея, это  -  «Православие, Армия и КПРФ». В отличие от Победоносцева, трактующего русскую идею как «Православие, Самодержавие, Народность», Зюганов придал значение компартии, которая, как известно, «едина с народом», и армии, как силе, на которую партия всегда может опереться.

Однако объявив «русскую идею» собственностью КПРФ, он не учел, что оставляет за бортом всех тех, кто не исповедует идеалы компартии. А это на сегодняшний день – большая часть русского народа, на поддержку которого так рассчитываю коммунисты. Русская идея принадлежит не только этническим русским, но, как известно, и представителям всех народов, добровольно проживающих в РФ.

Справедливости ради отметим, что среди уже «заезженных» пафосных заявлений о необходимости спасения русской нации на конференции прозвучало и несколько свежих мыслей. Среди таковых можно упомянуть идею Зюганова о необходимости разработки особого политического механизма, обеспечивающего продвижение во власть «настоящих национальных лидеров». По-видимому, в качестве такого «настоящего» лидера Геннадий Андреевич видит исключительно себя родного.

Очевидно, что лейтмотивом прошедшей конференции стала отнюдь не очередная попытка лидеров КПРФ сформулировать «спасительную» для России национальную идею. Им стал вопрос о работе КПРФ на наиболее перспективном - национал-социалистическом направлении. Впрочем, организаторы форума даже и не скрывали, что главная задача компартии на сегодняшний день – это не допустить «вытеснения КПРФ с патриотического поля».

В связи с этим возникает правомерный вопрос: с кем же КПРФ продолжает конкурировать на патриотическом поле? С Семигинской партией «Патриотов России»? Едва ли. Семигин не составляет серьезной опасности для КПРФ. Что, в принципе, и показали прошедшие региональные выборы.

Очевидно, что речь идет о попавшей «под раздачу» «Родине» и куске ее электорального пирога, на который давно уже засматриваются лидеры КПРФ. Ни для кого не секрет, что компартия всеми силами пытается вернуть себе политическую инициативу на «патриотическом фронте» страны. И, как выясняется, чтобы занять идеологическую нишу своих конкурентов, Зюганов готов идти даже на очередную корректировку своих идеологических установок и прививку национал-социалистической риторики. Чему состоявшаяся конференция и стала очередным подтверждением.

Вожди КПРФ делают ставку на консервативную и националистическую составляющую в оппозиционном движении. И всеми силами подталкивают партию к идеологическому дрейфу в сторону национализма, православия и державности. В свое время блок Рогозина-Глазьева увел из КПРФ часть правого фланга, разделяющего национально-державную идеологию. Чем, как известно, изрядно подгадил компартии.

Теперь же после ослабления «Родины», в связи с уходом в тень ее харизматика – Дмитрия Рогозина, лидеры КПРФ рассчитывают вернуть себе не только ранее утраченный электорат, но и окончательно утвердиться на национал-патриотическом поле.

Об идеологическом крене компартии свидетельствует и очередная акция протеста против реформ ЖКХ , намеченная на завтра. Куда коммунисты не постеснялись пригласить и откровенных националистов из ДПНИ и боевиков из НБП .

О том, что политическая судьба КПРФ зависит от «Родины» и персонально Рогозина, на днях говорил и председатель идеологического совета партии «Родина» Михаил Делягин ( читайте подробнее на "ПРАВДЕ.Ру" ). В частности он отметил, что если Рогозин сможет продолжить прежнюю политику и «объединить активную часть оппозиции», максимум, на что сможет рассчитывать КПРФ, так это на свои, «демографически обусловленные», 10%.

В противном случае, по словам Делягина, весь электорат «Родины» в основном уйдет к КПРФ. Чего, в принципе, и добиваются лидеры КПРФ, пытаясь перехватить идеологическую эстафету у «родинцев» и других право-радикальных движений.

Максим Богатых

Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *