Новость, которая не Стала новостью или как Сталин узнал об атомной бомбе

В июле 1945 г. СССР, США и Англия все еще были союзниками: предстояла кровопролитная война на Дальнем Востоке против Японии, и президент Гарри Трумен был заинтересован в том, чтобы Сталин сдержал свое слово о вступлении в эту войну.

 

 17 июля в Потсдаме начала работу конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, которая обсуждала вопросы послевоенного устройства Германии.

 

 А днем раньше 16 июля в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. Президент Трумен, которому доложили об успешном испытании «сверхбомбы», был потрясен, поскольку внезапно почувствовал себя властелином мира. Даже будучи еще вице-президентом, он не знал и не догадывался о том, что тайно на создание оружия колоссальной разрушительной силы тратятся миллиарды долларов.

 

 А степень секретности, действительно, была чрезвычайно высокой. Американский атомный «Манхэттенский проект» осуществлялся в пустынном месте. Для переписки с родственниками, работающими в Лос-Аламосе, письма следовало адресовать в Армию США, почтовый ящик 1663.

 

 Вернемся к Потсдамской конференции. 24 июля 1945 году президент США Гарри Трумэн сообщил советскому лидеру Иосифу Сталину о наличии у Штатов «оружия огромной разрушительной силы». Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль специально задержался в дверях, чтобы видеть, какой будет реакция Сталина, но тот и бровью не повел, просто поблагодарив за информацию. Лидеры Америки и Англии решили, что Сталин просто не понял сути сказанного ему.

 

 А Сталин, как свидетельствуют очевидцы, все понял прекрасно. После беседы с западными лидерами он позвонил в Москву Курчатову и дал указание ускорить работы по созданию советского атомного оружия.

 На самом деле Сталин уже давно был в курсе работ, которые велись в США и Великобритании по созданию ядерного оружия. Внешняя разведка постоянно его информировала об этом. Еще в далеком 1941 г. советская внешняя разведка получила в Лондоне информацию о заседании Уранового комитета и рекомендации Комитета начальников штабов о немедленном начале работ по созданию атомного оружия.

 

 Разведка информировала Москву и о ведущихся в США работах по «Манхэттенскому проекту». В ноябре 1941 г. Центр получил телеграмму, в которой говорилось о попытках группы американских ученых создать «взрывчатое вещество» огромной силы. Разумеется, речь шла об «урановой бомбе», как первоначально называлось атомное оружие.

 Поистине бесценная информация, добытая нашими разведчиками, во многом предопределила сроки создания советского аналога атомной игрушки.

 

 И когда в августе 1949 г. в СССР была взорвана собственная атомная бомба, США и Великобритания, которые считали, что это может произойти не раньше 1955-1957 г, поняли, что американской монополии на ядерное оружие больше не существует.

 

 Дмитрий Чиркин

 "ПРАВДА.Ру"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить