"Золотой Витязь" - за великой стеной

"Кто - за учреждение киноклуба "Золотой витязь"?- спросил Николай Бурляев соотечественников, собравшихся в просмотровом зале Российского посольства в Китае. Руки дружно потянулись вверх. "Принято единогласно!"- его сумрачно-аскетичное лицо осветилось улыбкой.

 1."Глоток кислорода"

 Не знаю, какое слово здесь лучше подойдет - "совпадение", "Провидение"? Представьте, что как раз накануне вечером мы с женой пустили видеокассету с "Военно-полевым романом". Голливудская стряпня, каковой кроглосуточно потчует через домашнюю антенну программа "Эйч-би-оу" осточертела и мы решили отдохнуть на советской классике, смотреной-пересмотренной. За полтора года, что живем в этом компаунде, увидели по "Эйч-би-оу" пару сотен лент грязно-вульгарно-бездарных, с дюжину приемлемых и лишь три-четыре, к каким подошла бы оценка "хорошие". Но ни единого фильма - на уровне "Военно - полевого романа", ни единой "звезды" - класса Андрейченко или Бурляева...

 Так мы "вдохнули кислорода", а наутро жена посудачила по телефону с приятельницей, и та, между прочим, сообщает: Бурляев - в Пекине!

 Трехдневное общение с Николаем Петровичем, выразившееся в присутствии на встрече, организованной Посольством и нашем кратком диалоге после нее, в двух разговорах с ним по "мобильнику" и в чтении нескольких его интервью, "отловленных" в Интернете, так же можно приравнять к "глотку кислорода". Хотя моя реплика, что он, мол, навеял здесь чувство оптимизма, Бурляева вроде бы удивила: мол, говорил - то он о вещах грустных.

 А говорил он о своем недавнем - преисполненном смертельной опасностью - путешествии в Косово, о страданиях горячо им любимой, Россией преданной Сербии, о "Крестном пути" его кумира - Лермонтова, о плутократии (но отнюдь не демократии), воцарившейся в России, об остракизме, коему московские СМИ подвергают его детище - кинофорум "Золотой Витязь"... Однако, стоп! Мы как раз- у исходного пункта оптимизма, Бурляевым навеянного.

 2."Кто вы, Николай Бурляев?"

 В Посольство мы вступили, по совпадению, почти бок о бок, но я Бурляева не признал, пока его не поприветствовал у дверей кинозала посол Игорь Алексеевич Рогачев. Я увидел человека собранного, сумрачно-замкнутого, с острым цепким взглядом - совсем не похожего на героев, которых играл. Искусство ли актерского перевоплощения тому причина или сам к нынешним 55-ти годам "возмужал", "жизнь поломала"? Справедливо, наверное, и то, и другое...

 Напомню, что его путь в кино заслуживал бы почетного места в книге Гиннеса:

 -в 9 лет впервые предстал перед кинокамерой;

 -в 13 лет снялся в заглавной роли фильма, удостоенного тремя десятками советских и международных наград ("Иваново детство" Тарковского);

 -в 15 лет (еще будучи учеником средней школы) вступил в труппу Академического театра имени Моссовета...

 Он сыграл 70 ролей в кино, плюс 15 - в театре. Почти 150 раз поднимался на сцену вместе с великим Мордвиновым. Шестикратно сам снимал фильмы в качестве режиссера.

 Однако свое выступление в посольстве Бурляев начал с декламации прекрасного стихотворения - как оказалось, собственного. И о себе сказал так:

 - Хотя меня знают прежде всего как актера, сам себя считаю, во-первых, поэтом, во-вторых, режиссером и лишь в-третьих, артистом.

 Однако рассказанное Бурляевым в этот пекинский вечер дает основания для иной версии: его основная сегодняшняя роль - общественный деятель с воистину апостольской миссией защитника и проповедника подлинных ценностей культуры- русской, славянской и общемировой. .

  3. Апостольская миссия

 -Я как-то задумался о том, что с уходом из жизни Шукшина перестала говорить наша русская душа. Ужаснула мысль - "а есть ли он сейчас, русский кинематограф?" В те годы открылись каналы для мутного потока кино и телевидения Запада, все это обрушилось на нас, словно из клоаки, хлынуло в кинозалы, - говорит Бурояев. - Естественной попыткой противодействия этому потоку, желанием собрать разбросанные камни русского кинематографа и стало появление киноцентра "Русский фильм". Причем, даже близкие друзья, помнится, меня отговаривали: "Зачем ты выбрал название "Русский фильм", придумай что-нибудь другое, не дразни никого". Я принципиально избрал это название. Но вот создан киноцентр, а что делать дальше? На создание кино нет средств. Так и появился кинофестиваль "Золотой Витязь"...

  Еще позднее в недрах "Золотого витязя" возникло Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, куда входят 14 стран и 2700 членов . Все три структуры возглавляет Николай Петрович - ответственно, вдохновенно и... в высшей степени успешно.

 О немаловажных победах Бурляева на этой стезе, как и о его устремлениях (чего он хочет) речь - впереди. Сначала процитирую несколько его афористичных высказываний (почерпнутых из интервью разных лет) на тему, чего он активно не хочет:

 "...Сто лет назад у кинематографа было два пути – или к Богу, или к дьяволу; или поднимать душу, или окунуться в рынок и непотребство. Кинематограф, главным образом, пошел по второму пути..."

 "...Нынешний кинематограф потерял доверие зрителей, он пугает, шокирует..."

 "...Когда нет нравственных законов – православных христианских законов, тогда открываются необозримые просторы для вседозволенности, жестокости, пошлости, цинизма... Им все можно, понимаете? Вот они и самовыражаются..."

 Остается добавить, что каждая из этих суровых оценок справедлива, на мой взгляд, в отношении 95 % голливудской продукции (не исключая удостоенной "Оскаров"!), коей потчует мир упоминавшийся американский телеканал "Эйч-би-оу". Он вольно или невольно (наверняка вольно!) творит бездуховную атмосферу, способствует развращению юношества (да и лиц зрелого возраста). Рост наркомании, извращений, насилия (вплоть до таких фактов, как недавний скандал с растлением детишек в лоне американской католической церкви или расстрел, учиненный учеником в немецкой школе) - в немалой степени результат этой "глобализации" духовной жизни человечества и таких ее инструментов, как Голливуд или "Эйч-би-оу"... Проблеском оптимизма повеяло именно благодаря Бурляевским контрусилиям, о которых узнал в эти дни.

 Итак, чего же он хочет?

 – Почти все другие кинофорумы - а их в мире уже числится не менее 500 - грешат вседозволенностью отбора программы, - говорит Бурляев. - «Золотой Витязь» избрал девиз: «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека».

 На счету у него - уже 10 фестивалей, через которые прошли тысячи фильмов - игровых, документальных, телевизионных, аннимационных, учебно-студийных. Предстать на Бурляевском "Витязе" стало престижным для выдающихся отечественных и зарубежных режиссеров, актеров. К примеру, перед Анджеем Вайдой как-то встала дилемма - лететь в Сан-Франциско или в Москву (на Бурляевский фестиваль). И он предпочел... Москву.

 4. Китай увидал, себя показал

 Задуманный поначалу как сугубо православный, кинофорум "Золотой витязь" постепенно расширял рамки, становясь прибежищем для всего здорового, что имеется в мировом кино. В его лоне стали уютно себя чувствовать и католики, и представители прочих конфессий, и атеисты... И вот Николай Петрович загорелся идеей расширить и укрепить контакты с великим соседом России.

 Поездка организовывалась импровизированно: при активном содействии Росзарубежцентра (того, что прежде именовался Союзом обществ дружбы с зарубежными странами), но без каких-либо предварительных официальных контактов с китайскими кинематографистами. Зато в Пекине у Бурляева нашлись энтузиасты-помощники. Чрезвычайно инициативным "адьютантом" стал здешний представитель Росзарубежцентра Юрий Анатольевич Метелев, ценную опеку оказала авторитетная в Китае Ассоциация выпускников советских и российских вузов.

 Триумф сопутствовал Бурляеву в пекинской Академии кинематографии, где он выступил перед массовой аудиторией, провел импровизированный урок актерской игры. Кстати, он в Китае человек известный - здесь с успехом прошел "Военно-полевой роман", дублированный на китайский язык.

 У "Золотого витязя" есть уже киноклубы в "дальнем зрубежье": в Плевене, Кракове и Косовской Митровице. Теперь Бурляев мечтает создать клуб в Китае.

 - В нем демонстрировались бы фильмы, проникнутые красотой, чистотой, гармонией, добрыми чувствами, патриотизмом, - сказал мне Николай Петрович.

 ...Вчера утром Бурляев вылетел из Пекина в Москву, а накануне вечером благодаря "мобильнику" Мителева удалось взять заключительное интервью.

 - Все, что было задумано, осущесталено, - сказал Бурляев. - Установлен контакт с руководителями китайской кинематографии. Договорились об обмене. На будущий год предполагаем организовать в Пекине и Шанхае неделю российского кино.

 - Каковы Ваши впечатления от Китая?

 -Я испытал шок. У нас в России нет полной информации о Китае. Его все больше изображают как тоталитарное пугало. Это неправда.

 Видя сегодняшний Китай, еще более ужасаешься тому, как в России все было разрушено. Если бы она сохранила, подобно Китаю, то, что было наработано в ХХ столетии, мы бы сейчас не отставали... Потрясен я и увиденным в пекинской Киноакадемии. Это превосходит - в техническом отношении - уровень английской Киноакадемии, которую я повидал ранее.... Отрадно, что Китай стремится уберечь свою культуру от растлевающего западного влияния. Главное разрушение, допущенное в России - духовное. Я весьма опечален тем, что Путин подписал указ об акционировании киностудий и кинофондов. Это - "бархатная революция" в культуре, суляшая гибель культуры. Кинематография есть духовно- стратегическое оружие. Отдать его в частные руки - все равно, что отдать в частные руки атомную бомбу...

 - Каковы перспективы участия китайских мастеров в фестивалях "Золотого витязя"?

 - На 11-й фестиваль, который откроется 22-го мая в Рязани (при участии 30 стран) они, к сожалению, уже не успевают. Но в будущем году твердо расчитываю на участие китайских кинематографистов во всех номинациях.

 

  Андрей Крушинский

 "Правда.Ру"

 Пекин

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить