Когда китайский Гагарин скажет "Поехали"?

Совершив 108 витков вокруг Земли, "Шэньчжоу-3" благополучно приземлился в заданном районе Внутренней Монголии - позади еще один важный шаг к полету в космос китайского Гагарина.

47-й конгресс Международной федерации астронавтики, проходивший шесть лет назад в Пекине, запомнился обилием гостей - космонавтов. Был там даже австриец, но страна-организатор форума, третья в рейтинге покорителей Космоса, в данной категории представлена не была. Отчасти это объясняется как раз ее “третьей” позицией в рейтинге.

Чех или австриец, болгарин или голландец не вправе скомандовать по-гагарински “Поехали!”, будучи лишь гостями нашего “Союза”, либо американского “Шаттла”. Китай же не согласится подсаживать своего гражданина в “корабль-иномарку” - он должен послать космонавта в отечественном аппарате, с собственного космодрома.

Этой идеей загорелся еще Мао Цзэдун... Приведу занятную подробность из его неопубликованной, “московской” речи перед учившимися у нас китайскими студентами (где впервые прозвучал его девиз “Ветер с Востока одолевает ветер с Запада”). Упомянув, как бы в подтверждение этого своего тезиса, факт недавнего запуска советского - первого в мире - искусственного спутника Земли весом 70 килограммов, он обернулся к стоявшему возле китайскому послу и спросил:“Вы весите 70 килограммов, посол Лю Сяо? ”Чуть меньше”, - ответил тот. “Вот видите! Советский Союз может запустить в космос посла Лю Сяо! У Америки такого пока что не выйдет...”

Только ли желание поагитировать за соцлагерь присутствовало в этих словах? Речь прозвучала 15 ноября 1957 года, а за год до нее - в октябре 56-го - ЦК Компартии Китая санкционировал по инициативе Мао Цзэдуна программу ракетостроения, для чего и был образован специализированный “Пятый институт Министерства обороны”. Еще годом ранее - в октябре 1955- го Пекин встречал человека с репутацией “китайского Королева”.

Цянь Сюэсэня, впрочем, точнее было бы назвать “китайским фон Брауном”. Ведь в Китай он приехал из США, где обосновался в 30-х годах, по окончании вуза в родном Шанхае. Продолжил учебу в Калифорнийском технологическом институте, снискав ученую степень доктора аэронавтики и, как говорят, звание полковника американских ВВС. Работал в тамошней лаборатории ракетных двигателей, преуспевал. А летом 1950-го предпринял попытку перебраться в Пекин. Агенты ФБР перехватили их с женой в аэропорту Лос-Анджелеса с багажом, содержавшим восемь центнеров книг и записей. Выпустили лишь после 5-летнего “карантина” (по ходу которого уже не допускался к секретам).

Цянь Сюэсэнь стал руководителем проектно - исследовательских работ в данной сфере, но китайские космические корабли из семейства "Шэньчжоу" почему-то смахивают, по утверждению западных экспертов, на наш "Союз"...

В то самое время, когда "китайский фон Браун" добрался-таки до Китая, здесь уже появились носители более свежих тайн - из страны, “способной заслать на орбиту посла Лю Сяо”: китайцы- выпускники наших технических вузов и наши эксперты по атомным, ракетным технологиям. “Старший брат” (так в ту пору величали китайцы СССР) был непрочь подсобить “младшему” в делах модернизации.

Ко времени “московской речи” председателя Мао Цзэдуна китайцы уже полным ходом искали место под ракетный полигон. Комиссия компетентных ведомств подготовила с помощью советских экспертов семь вариантов. Выбор пал на точку средь песков Гоби, сбоку от легендарного Шелкового пути. Там при строжайшей секретности и начали строить Цзюцюаньский космодром. В эксплуатацию он вступил уже на финише 58-го года. Отсюда и отсылались на орбиту три (пока непилотируемых) космических корабля Китая.

"Шэньчжоу-1" стартовал 20 ноября 1999 года, пробыл на орбите около суток, совершив 14 оборотов вокруг Земли.

"Шэньчжоу-2" взлетел 10 января 2001 года и, пробыв на орбите около недели, облетел Планету 108 раз.

"Шэньчжоу-3" (запущенный 25 марта), как мы уже знаем, пробыл в космосе столько же времени, совершив аналогичное количество витков вокруг Земли.

Теперь предстоит обследование благополучно (как и в первых двух случаях) приземлившегося "возвращаемого модуля" и его содержимого. Но уже сейчас очевидно: Китай обладает надежными ракетными системами, овладел искусством космической навигации и весьма непростым искусством мягкой посадки корабля, научился строить и космические корабли. Имеются и кандидаты в космонавты, их подготовка - в полном разгаре (согласно просочившимся в печать сведеньям, проходит не без содействия России). По мнению китайских специалистов, полету "Шэньчжоу" с человеком на борту должно предшествовать не менее четырех пробных, непилотируемых запусков.

Итак, китайский Гагарин сможет сказать "Поехали!", по-видимому, не позднее 2005 года. А впереди - реализация уже разрабатываемых здесь проектов высадки китайских космонавтов на Луне, построения космической станции.

Андрей Крушинский.

"Правда.Ру",

Пекин

Ссылки по теме:

УТРО.Ру:

Китай осуществил запуск третьего космического корабля

Независимая газета:

Дракон завоевывает космос

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *