Юрий Разгуляев: китайцы подделывают торговые марки Киргизских предприятий

По данным Национального статистического комитета Киргизии в республиканской структуре хозяйствующих субъектов на государственную форму собственности приходится сегодня всего лишь чуть больше двух процентов, еще два процента числятся в коммунальной форме. Остальные же 95 с лишним уже стали частными. Вряд ли в СНГ еще есть страны, где перестройка экономики велась бы столь быстро и решительно.

Но главное, конечно же, не эти «формальные» цифры. Последние годы характерны в Киргизии стабильным приростом валового внутреннего продукта, в том числе и на промышленных предприятиях. Справедливости ради следует отметить, что значительная часть этой прибавки падает на Кумторский золотодобывающий комбинат. Но погоду, понятно, делает не только он один. Заметно продвинулись вперед и те самые сменившие форму собственности предприятия.

Недавно, например, довелось побывать мне на Кантском цементно-шиферном комбинате. Казалось бы, уж ему-то сейчас, когда инвестиции в строительство опустились почти до нуля, приходится особенно не сладко. Однако у ворот комбината, как и в былые застойные годы, стояли колонные цементовозов, а в приемной коммерческого директора сидели десятки заказчиков.

Смело выходит на внешний рынок и другое акционированное предприятие — Киргизский камвольно-суконный комбинат. Его проектная мощность измеряется десятками миллионов метров качественных шерстяных тканей. Понятно, что такое количество одна собственная республика «поглотить» не способна. Да он и строился в советские годы как поставщик тканей для всей советской Средней Азии. И вот все это обвалилось.

Генеральный директор комбината Булат Акказиев не очень любит вспоминать тяжелейшие времена первых лет перехода на полную самостоятельность. И опыта никакого не было. Да и условия для «частников» складывались, прямо скажем, жесточайшие.

— Поставки реагентов, красителей, химикатов прекратились. Мы пошли на решительный шаг и открыли представительство комбината в Москве. Ведь Россия всегда была нашим главным партнером.

А вот АО «Эдельвейс», или «чулочка», как называют эту фабрику в Киргизии, ориентирована больше на свой, местный рынок. Сегодня носки, колготки, варежки, перчатки, шапочки с маркой «Эдельвейса» вполне конкурируют с импортом. А уж по цене даже серьезно его обгоняют. В меньшую сторону, естественно.

В отличие от многих других предприятий Киргизии «чулочка» за последние годы не только не увольняла лишних рабочих, но даже увеличила их численность почти в полтора раза. Потому что объем производства за это же время вырос почти в три раза. Появились новые технологические линии, купленные на собственные средства или на кредиты, которые теперь охотно выдают «Эдельвейсу» даже западные инвесторы.

Интересная деталь. На оптовых рынках Киргизии, где закупают товары «челноки» из многих регионов России, появились носки с поддельной маркой «Эдельвейс». Популярную марку решили использовать… китайцы. Они быстро раскусили, что этот торговый знак обеспечивает гарантированную и выгодную реализацию товара. А на Киргизской фондовой бирже акции «Эдельвейса» котируются не хуже, чем у водочного концерна «Бакай».

Конечно, и этим лидерам «рыночного соревнования» приходится сегодня нелегко. Одни таможенные пошлины и поборы на границах чего стоят. Но, тем не менее, пример лучших показывает, что экономическая свобода позволяет все-таки резко ускорить развитие и отдельного предприятия, и целых отраслей. Осталось только сделать, чтобы таким же путем пошли и остальные акционированные предприятия.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

ЮРИЙ РАЗГУЛЯЕВ: КИРГИЗИЯ ХОЧЕТ СОЕДИНИТЬ КИТАЙ С ЕВРОПОЙ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить