"Ничья земля". Ничья Картина...

Сегодня в столице Боснии и Герцеговины Сараеве премьерой фильма "Ничья земля" боснийского режиссера Даниша Тановича открылся седьмой кинофестиваль. Билеты на показ фильма были проданы в считанные часы...

«Ничья земля» - первый полномасштабный художественный фильм Тановича, и посвящен он, пожалуй, самой печальной странице в истории его родины. Картина режиссера, получившая, кстати, высокую оценку на прошедшем в мае Каннском кинофестивале (Приз за лучший сценарий), рассказывает о событиях последней боснийской войны, трагическом межнациональном конфликте. Два солдата - один серб, другой мусульманин - встречаются по ошибке на ничейной территории, разделяющей боевые позиции двух воюющих армий…

«Босниец и серб, на нейтральной полосе прямо по линии фронта, в одном окопе, рядом с раненым товарищем, лежащем прямо на мине: он встанет, она взорвется. Сюжет раскручивается по спирали, психология уступает место социологии, а та – гротеску; вступают миротворцы из ООН, не способные даже объясниться с солдатами, и вездесущие журналисты – среди них Катрин Картлидж, актриса триеровского "Рассекая волны". Все идет к катастрофе, ей все и кончается, а как же иначе?..» Так пишут о фильме зрители на сайте «Эхо Каннского фестиваля», называя его «очередной стилизованной антивоенной фреской»...

До войны Сараево был многонациональным городом, а Босния - многонациональной республикой. Сейчас подавляющее большинство жителей там - боснийские мусульмане. Сербов почти не осталось, их, что называется, "ушли". Для сербов единственным прибежищем в Боснии осталась теперь Сербская республика. Этот момент где-то проскальзывает и в упомянутой нами картине…

Нельзя не отметить, что в своих оценках причин и виновников конфликта Танович предельно осторожен. Гибок. Он, можно сказать, просто показывает войну, а «последнее слово», вывод оставляет за самим зрителем. И такую позицию можно объяснить. Танович последние годы живет во Франции. И картину свою, как передает BBC, он снимал на французские и итальянские деньги…

Где-то «Ничья война» перекликается с получившим в последние годы известность американским фильмом «Спаситель». «Спаситель», пожалуй, единственный фильм американского кинематографа, более-менее объективно повествующий о балканской войне (во всяком случае, не выставляющий сербов единственными виновниками всего происходящего). Основной лейтмотив картины – и сербы, и хорваты, и мусульмане любой ценой пытаются добиться победы. Нимало не жалея врага, подвергая его, и сочувствующим ему, порой бесчеловечным пыткам. Люди становятся хуже животных.

Вот что несет с собой война. Только смерть, пожары, страдания – и больше ничего. Она бессмысленна. Как для одних, так и для других. Пацифизм характеризует обе картины, это и есть их основная идея.

Интересно, удовлетворит ли она рядовых зрителей на кинофестивале в Сараево?..

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить