Дэвид Гэлланд: кому нужна «евроармия»?

Несколько месяцев назад европейские государства заявили, что нуждаются в собственных силах быстрого реагирования мощностью в 60 тысяч солдатских сил, которые были бы независимы от традиционного Североатлантического альянса. Во все времена НАТО существовало преимущественно за счет американских войск, снаряжения, транспорта, технологий и денег. Надо сказать, что изначальной задачей создания натовских войск была защита Западной Европы и мира от нарастающей угрозы коммунистического блока, под которым, как его ни назови, подразумевался Советский Союз.

Россия, окруженная государствами-спутниками – Восточной Германией, Чехословакией, Польшей, Югославией – представляла серьезную угрозу, стимулирующую холодную войну. Таким образом, существование Варшавского Договора оправдывало боеготовность натовских войск.

Эта боеготовность характеризовалась в том числе сплоченностью западных государств, направленной против распространения коммунистической агрессии. И вот, Европа решила, наконец, защищаться своими силами, обойтись без американских сил и денег.

В этом Европа слишком похожа на ребенка, который наконец-то научился ходить: ее попытки достичь единения на военном фронте слишком напоминают аналогичные усилия в области евроэкономики. Быть может, это верный признак того, что НАТО изжило себя как организация и концепция?

И потом, кого напугаешь 60-тысячным контингентом, который еще нужно подготовить? По замыслу членов Европейского Союза, силы будут заниматься региональными конфликтами и гуманитарными кризисами. Впрочем, обе эти задачи могут иметь множество аспектов. Конфликты – это нормальная солдатская работа, а вот гуманитарный кризис – это больше по части благотворительных организаций, которые и созданы для того, чтобы помогать во время бедствий, развивающихся по невоенному сценарию. В процессе развития, эти евросилы должны избежать ошибок американских военных времен администрации Клинтона. Солдаты не ремесленники и не строители нации! Американские войска несколько поутратили свою мощь (это упрек в адрес бывшей военной администрации): где и как Соединенные Штаты намереваются включиться в евросилы? Согласно изначальному замыслу, вообще никак. Евросилы должны быть исключительно европейскими. Хотя высшее военное руководство Великобритании предостерегает: любой европейский конфликт может быстро перерасти во всеобъемлющую войну. Если мощь Соединенных Штатов, в том числе их военная мощь не станут неотъемлемой частью этих сил.

Слово «устрашение» было ключевым в вакабуляре НАТО, и оно срабатывало. Британский премьер-министра Тони Блэр заявил, что «его» вооруженные силы всем сердцем поддерживают Силы быстрого реагирования Евросоюза. По моим наблюдениям, Блэр не втянулся в честный диспут со своими военначальниками, хотя из моих бесед с британскими высшими офицерами вытекает прямо противоположное.

Если кто полагает, что высший офицер, посвятивший свою юность и, возможно, лет тридцать своей жизни тому, чтобы достигнуть своего теперешнего положения, будет говорить Блэру то, что британский премьер-министр не желает слышать, полагаю, в конце наших дней нам придется

искать дорогу в дремучем лесу по хлебным крошкам. Вот одна из величайших проблем, с которой столкнулись американские военные: недостаток сообразительности, честности и крепких желудков у высшего руководства. Они прекрасно знают, что выкажи они осторожность, это может навсегда остановить их поступательное движение наверх.

Собственная безопасность, за счет солдат или выполнения военной задачи, превалирует наверху, как показывают мои 30-летние наблюдения. По признанию многих британских военных, создание евросил – лишь очередное изобретение колеса. Согласно новой концепции, США и НАТО не должны быть вовлечены в оперативные силы. Все говорит о том, что на плечи британцев ложится тяжкое бремя. Конечно, Германия будет вовлечена. Хотя каждый раз, как немецкий солдат, или солдат Бундесвера, участвует в каких-нибудь действиях за пределами Германии, некие заинтересованные группировки вспоминают о германском фашизме и проводят соответствующие параллели. Достаточно сказать, что Германия весьма чувствительна к таким замечаниям и несправедливой критике, особенно что касается ее собственного либерального правительства.

Германские граждане и германская экономика слишком долго несла на себе финансовое бремя политических и военных ошибок прошлого. Важно заметить, что Великобритания единственная «земноводная» страна в Евросоюзе, которая готова в настоящий момент включить свои войска в евросилы. А между тем, евросилам нужны и десантные корабли, и мобильные хорошо вооруженные войска, даже если речь идет о довольно мелких конфликтах.

По мере нарастания интенсивности конфликта, потребности евросил, разумеется, тоже увеличиваются. Великобритания многие годы совершенствовала свою военную тактику в совместных учениях с американскими вооруженными силами. Хотя по замечаниям критиков, ни у Великобритания, ни у любой другой страны Евросоюза нет необходимой тяжелой авиации. Впрочем, и военная разведка европейских стран не слишком хорошо оснащена технически.

Изначальный проект евросил предусматривает независимое от НАТО существование. Хотя старшее военное руководство допускает, что Соединенные Штаты немедленно будут вовлечены в случае перерастания конфликта в крупномасштабную европейскую войну. В пользу такой возможности говорит и история.

Многие годы американские военные участвуют в чисто европейских перебранках, известных под рубрикой Югославия. Немалая доля югославских событий вызваны тем, что американские солдаты были подготовлены для так называемых «невоенных заданий». И в результате в 1999 году это завершилось серией воздушных атак с весьма сомнительными результатами.

Америка, конечно, предпочла бы, чтобы весь мир рассматривал эту 72-дневную кампанию как определяющую акцию, приведшую к капитуляции Слободана Милошевича. Но это не так! Кое-кто может сказать, что евросилы, как и НАТО, будут способствовать распространению мира и демократии. Но истина в том, что большинству они просто насильно запихивают эту демократию в глотку, в том числе тем, кто понятия не имеет, что это такое.

Евросилы, способные в конце-концов перерасти во влиятельную военную организацию, вполне заслуживают доверия. Хотя если они окажутся в середине того самого каната, который перетягивают теперь Россия и США по поводу стратегической стабильности и договора по ПРО, они обречены на неудачу.

Дэвид Гэлланд

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *