Что видели во снах хазары ?

В Казани переосмысливают Милорада Павича. На татарский манер
В Выставочном зале Союза художников открылась оригинальная экспозиция "Lexicographia. X-версия". У выставки три автора, и на ней... нет картин. Зато есть коллажи и инсталляции.

Творческая группа, в которую входят Александр Артамонов, Сергей Евдокимов и Гузель Файзрахманова, предлагает нашему вниманию проект постмодернистского понимания интертекста. За основу взято произведение Милорада Павича "Хазарский словарь". Хазары, по Павичу, — это сон, приснившийся цивилизации, загадка истории, подобная Атлантиде. Идея, заложенная в "Хазарском словаре", чрезвычайно увлекла авторов проекта. Они создавали его почти два года. "Lexicographia. X-версия" - это художественный вариант представлений о древней культуре хазар. Основная идея выставки — метафора сна, поскольку хазары, по версии одного из исследователей "Хазарской полемики", — это члены секты ловцов сна. Поэтому объекты и коллажи в составе экспозиции, будь то "Сон хазарского кагана" или "Сон о семи сортах соли", есть аллегории сновидений.

Авторы честно признаются, что их проект экспериментален, они пытались облечь процесс создания текста (нового произведения искусства) в более весомые, материальные формы. Ну и, кроме того, художники сознательно подталкивают зрителя к сотворчеству. Не зря же существует такое понятие, как "смерть автора". То есть художник только задает тему, а уж зритель ее завершает. Посмотрим, как завершат ее в данном случае казанские ценители активного искусства.

Несомненной находкой художников можно считать выбор "полотна" для представленных коллажей: все объекты выполнены на древних досках и обломках дверей, подобранных на развалинах старинных казанских улиц Тельмана, Федосеевской, Космодемьянской... Стиль подобных произведений еще называют "ready made", иначе — "уже готовый". То есть когда из набора имеющихся вещей, деталей художник сооружает композицию. А уж какой она получится? В общем, на старинных досках размещаются замысловатые раковины, ключи, засовы, замки, часы песочные и механические, старинные кованые изделия, клетки, струны, крючки, мешочки с песком и зернами, перья, рыбья чешуя, кости животных, кусочки сетей... Символы, прямо скажем, не требующие расшифровки, и, вместе с тем, именно символы — отправная точка в путешествии по "хазарским снам". Например, "Рыба" - это символ христианства и еще — ловля бессознательного в душе человека. В конкретном случае, уверена, вы будете долго рассматривать инсталляцию, в которой рыба не нарисована, а как бы вклеена в дерево. Часы и цифры на коллажах — символ времени, сеть — запутанности и поглощения. Авторы используют цитаты исторические, стилистические, литературные ("...Потому что никто не может быть мудрым и красивым все семь дней").

Художники заявляют: мы не первые, кто создает цельный проект, привязанный к конкретной идее. Такой метод практикуется сейчас во всем мире. Так что благодаря этой выставке, возможно, будет преодолен разрыв между местечковым и мировым искусством.

Выставку "Lexicographia. X-версия" ни в коем случае нельзя считать иллюстрацией книги. Можно сказать, что она создана "по мотивам произведения". Кстати, минувшей весной во МХАТе им.Чехова состоялась театральная премьера по "Хазарскому словарю" Павича. А теперь вот подоспела и казанская художественная премьера. Продлится экспозиция до 18 декабря.

Ольга ЮХНОВСКАЯ.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить