Тайная цель поездки Путина в Алжир – технологии энергетического господства?

Американо-израильское аналитического агентство Stratfor опубликовало доклад, в котором привело свою версию цели и смысла недавней поездки президента России Владимира Путина в Алжир . По мнению иностранных аналитиков, дело не в выгодных контрактах и не в госдолге этой африканской страны, а в технологиях.

В Stratfor убеждены – Путин договорился с властями Алжира о передаче России технологий производства и транспортировки сжиженного газа, что откроет перед Россией безграничные возможности по экспорту своего второго по значимости сырья.

Президент России Владимир Путин посетил Алжир со своим первым официальным визитом 10 марта 2006 года. Вместе с ним туда приехала большая делегация, состоящая из официальных лиц сфер энергетики и безопасности России. Во время встречи с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой Путин списал Алжиру почти 5 млрд долларов долга, сказав, что Россия больше заинтересована в торговых отношениях с Алжиром. Наиболее важным событием во время визита стало заключение сделки между Алжиром и Россией, согласно которой Алжир приобретает у России военную технику на общую сумму 7,5 миллиардов долларов.

В тени подписания этого крупного соглашения незаметно прошла также и еще одна встреча между Алексеем Миллером, главой "Газпрома", и представителем алжирской государственной энергетической компании "СОНАТРАК". Несмотря на то, что представители компаний всего лишь подписали меморандум о взаимопонимании, Миллер планирует вернуться в Алжир в апреле для того, чтобы заложить основу для дальнейшего сотрудничества между компаниями.

На первый взгляд, Алжир - это весьма странное направление для России. Через компанию "СОНАТРАК" Алжир экспортирует около 60 млрд. кубических метров природного газа в год. Большая его часть поставляется в Европу. "Газовые" доллары составляют почти 90% от всех доходов, получаемых алжирской казной от экспорта. Тесное сотрудничество Алжира с Европой делает его совсем неидеальным партнером для России, чьи отношения со Старым Светом в последнее время сильно обострились в связи с недавними разногласиями по поводу цен на энергоресурсы. Более того, Алжир является конкурентом России на европейском рынке. Возникает вопрос: почему же Россия вдруг так заинтересовалась укреплением связей с этой северо-африканской страной?

Все очень просто, считают эксперты американо-израильского аналитического агентства Stratfor: Алжир располагает важными технологиями, необходимыми России для производства сжиженного природного газа. Основная цель "Газпрома" состоит в том, чтобы построить заводы по сжижению природного газа. Тогда у России появится возможность экспортировать природный газ в любую точку мира. Единственный способ транспортировать сжиженный природный газ - это охладить его до температуры -136 градусов по Цельсию (-300 по Фаренгейту) на соответствующем заводе, а затем залить в специальные танкеры.

После доставки в пункт назначения газ при помощи специального оборудования преобразуется из жидкой в газообразную форму и может в дальнейшем переправляться по обычному газопроводу. Франция, Бельгия, Италия, Испания, Великобритания, Греция, Португалия, Турция, Япония, Индия, Южная Корея, Тайвань и США - все эти страны импортируют сжиженный природный газ, используя свои собственные технологии.

Стремление " Газпрома " заполучить эти технологии аналитики Stratfor объясняют тем, что они позволят компании в полной мере использовать запасы природного газавБаренцевом море, которые на сегодняшний день составляют 10000 млрд. кубических метров. Эти технологии также позволят "Газпрому" в большей степени контролировать проект "Сахалин-2", в рамках которого компания Shell ведет строительство завода по сжижению природного газа.

Добавим к этим размышлениям другой факт: у транспортировки газа по морю в сжиженном состоянии есть ряд существенных преимуществ перед трубопроводами. Во-первых, бесперебойная подача газа потребителям по трубопроводам, пролегающим через транзитные страны, сильно зависит от отношений России с этими государствами. Что, в частности, продемонстрировал недавний "газовый" конфликт с Украиной, когда западные потребители недополучали российский газ из-за того, что "незалежная" незаконно отбирала себе "голубое топливо" из газопровода, проходящего по её территории.

Кроме того, строительство газопроводов, как правило, связано договоренностями не более чем с одним-двумя

Схема газового терминала, предназначенного для работы со
Схема газового терминала, предназначенного для работы со
основными покупателями газа. В такой ситуации покупатель получает определенную власть над продавцом (в частности, на "Газпром") – трубопровод-то построен, огромные деньги вложены, назад дороги нет. Вот и приходится договариваться, идти на уступки, в том числе и в ценовом вопросе.

Похожая ситуация имела место при строительстве трубопровода " Голубой поток " из России в Турцию – турки на определенном этапе строительства "потока" начали откровенно шантажировать Россию, перечеркивая прежние договоренности об объемах и цене поставок газа.

В случае со сжиженным газом ситуация иная – танкер можно развернуть в любом направлении, к любому потенциальному покупателю.

Третий аспект – рынок сжиженного газа чрезвычайно развит в Европе, при этом Россия на нем не присутствует, обладая внушительными запасами дешевого "голубого топлива".

Вернемся к выкладкам аналитиков из Stratfor : по их словам, "Газпром" пытался заполучить технологии сжижения природного газа путем сотрудничества с крупными западными энергетическими компаниями, такими как Shell, ConocoPhillips и Chevron Corp. Однако Запад не захотел идти на встречу России в этой области из-за боязни конкуренции с российским газовым монополистом. Из-за весьма холодных отношений "Газпрома" и Запада российская компания вынуждена искать альтернативных партнеров и новые ресурсы.

В 1964 году Алжир стал первым в мире производителем сжиженного природного газа, а на сегодняшний день страна является вторым по величине экспортером этого вида топлива после Индонезии.

Начало сотрудничества России и Алжира не означает, что Россия просто так получит необходимые ей технологии. России придется заплатить. Однако платить Алжиру в подобной ситуации гораздо лучше, чем покупать те же технологии у Запада. Компания "СОНАТРАК" является государственной, а это означает, что технологии могут быть получены "Газпромом" в обмен на списание государственного долга или на выгодные сделки в области вооружений.

Российско-алжирские отношения - это шаг в диверсификации прямых поставок газа, уход от традиционного строительства дорогих газопроводов. Однако, чтобы достичь эту цель, "Газпрому" понадобится еще очень много времени. "Газпром" далек от того, чтобы заявить о своей независимости от западных компаний в сферах разработки морских месторождений и технологий сжижения природного газа.

Александр Тимошик, Сергей Малинин