Птичий грипп и демократия: политические итоги недели

Ровно десять лет назад в России был издан полный научный перевод одной из самых мрачных и значительных книг мировой литературы – «Дневник чумного года» Даниеля Дефо . В этом шедевре, считающемся началом документальной прозы, Дефо, подробно рассказывая об одной из эпидемий чумы, ярко показал, как «братья наши меньшие» (бактерии и вирусы) в одночасье могут порушить все – и государственные институты, и религиозные принципы, ввергнув человеческое общество в пучину хаоса, ужаса и животного страха. На фоне всеобщих волнений вокруг птичьего гриппа сочинение Дефо выглядит актуальнейшей политической книгой.

Крупнейшие вирусологи и эпидемиологи мира и России пытаются уверить нас, что ничего особо опасного не произойдет, но при этом зачастую отводят глаза от телекамер. А некоторые проговариваются, как это сделала дама-вирусолог в программе Максимовской на Рен-ТВ, сообщив, что если все таки начнется пандемия птичьего гриппа, то только в России ее жертвами могут стать 20 миллионов (!) человек.

Более сдержанно, но впечатляюще высказался директор Института вирусологии академик Львов, который считает, что мутация вируса H5N1 очень вероятна, как и последующая за этим пандемия. И в течение полугода после начала пандемии, пока будет идти работа над вакциной, жертвами вируса птичьего гриппа могут стать десятки миллионов людей. Прямо сейчас надо в срочном порядке создавать сотни тысяч дополнительных коек и палаток интенсивной терапии, «иначе смертность будет очень высокой».

Как сказал в начале февраля президент России Владимир Путин , тема борьбы с инфекционными заболеваниями станет одной из основных, если не самой главной, на предстоящем саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Это заявление российского президента безоговорочно поддержали лидеры всех стран западного мира. И пора задаться вопросом – какие политические последствия может иметь прогнозируемая пандемия птичьего гриппа для мировых демократий, а также для международных отношений.

В знаменитом, неоднократно показывавшемся по нашему телевидению фильме «Переправа «Кассандра» (с участием Авы Гарднер, Софи Лорен и Ричарда Харриса) в предельно доходчивой форме выражена мысль – когда речь идет об ограждении десятков миллионов людей от заражения смертельными инфекциями, такие понятия как индивидуальные права и свободы отходят на десятый план, и участь зараженных должна, к сожалению, регулироваться не официальными законами, а негласными правилами, разработанными для выживаемости обществ и государств для чрезвычайных ситуаций.

В случае возникновения пандемии птичьего гриппа в крупнейших западных странах, без сомнения, будут введены чрезвычайные правила управления государством и, прежде всего, медицинской сферой. То, что такие тщательно разработанные схемы существуют, хорошо известно. Равно как известны и организации, которые в случае той же пандемии, возьмут на себя руководство реализацией этих схем. В США, к примеру, такие функции возложены на Агентство национальной безопасности, в Великобритании – на специальный секретный совет при королеве, а в Германии – на совещание министров внутренних дел федеральных земель.

Если, не дай Бог, пандемия птичьего гриппа все-таки возникнет, то ради выживания гражданам западных стран придется на неопределенное время отказаться от некоторых фундаментальных ценностей демократии, в частности, от свободы слова и демонстраций. Будут введены ограничения на свободное передвижение, имущество частных клиник и фармацевтических концернов будет национализировано в ускоренном порядке. Весь механизм тщательно проработан вплоть до служебных инструкций, а тем, кто в условиях пандемии станет оказывать противодействие деятельности спецслужб, грозит уголовное преследование по упрощенной схеме.

Кстати, пандемия гриппа 1918-20-х годов, унесшая жизни десятков миллионов людей по всему миру, многому научила западную управленческую элиту, в том числе и в плане борьбы со всякого рода либеральными болтунами, которые даже в экстремальнейших ситуациях не могут отказаться от привычки ловить рыбку в мутной воде демагогии и спекуляции. Уже тогда стало ясно, что парламентско-партийная говорильня не только не помогает обуздать опаснейший вызов человечеству со стороны вирусов, но и мешает этому.

Говоря об угрозе биологической, не следует забывать, что она может быть следствием угрозы террористической. Стоит отметить, что в контексте темы птичьего гриппа неоднократно поднимался вопрос о том, что пандемия может стать происками террористов – генные технологии, с помощью которых можно получить смертоносный штамм, уже давно перестали быть достоянием закрытых лабораторий.

То, что вытворяли в Германии, Италии и Франции лет 30-40 назад пресловутые «красные бригады», выглядит детским лепетом на фоне чудовищных преступлений современных террористов. И если мы хотим выжить, то нам придется смириться со многими «не демократичными вещами» - прослушиванием телефонным разговоров подозрительных лиц, перлюстрацией, цензурой на публикацию откровений террористов и их идеологов.

Именно так поступают после 11 сентября 2001 года в США, где законодатели почти единодушно продлевают действие Патриотического Акта, дающего спецслужбам большие возможности для контроля над подозрительными личностями. Конечно, конгрессменам не нравится, что теоретически могут несанкционированно прослушивать и их разговоры, но для них, очевидно, это гораздо меньшее зло, чем перспектива сгореть заживо под обломками рушащегося в результате теракта Капитолия.

На этой неделе Россия наконец-то обрела современное законодательство о борьбе с терроризмом, кстати, довольно либеральное по тем же американским меркам. Начал свою работу и Национальный антитеррористический комитет , на который все живущие честным трудом россияне возлагают большие надежды. И как и ожидалось, не обошлось без очередной порцией «соплей и воплей» со стороны наших либералов и правозащитников-самозванцев – от Леонида Гозмана до попа-расстриги Глеба Якунина.

Не зная к чему придраться, они весь свой пафос сосредоточили на норме, дающей возможность спецслужбам сбивать захваченные террористами самолеты. По новому закону это допустимо, если есть основания полагать, что воздушные суда будут использованы для еще более крупномасштабных терактов – например, разрушения центров крупных городов. Ничего более глупого, чем демагогическая болтовня либералов по этому поводу, и представить невозможно.

Впрочем, у либерально-правозащитной публики есть более интересная тема для громких заявлений о «тоталитарном режиме Путина» и обращений во все мыслимые и немыслимые западные организации. На этой неделе Генпрокуратура (естественно, "по заданию Кремля") предъявила «политическому заключенному» и, если верить Марии Филипповне Ходорковской, честнейшей души человеку – бывшему начальнику одного из департаментов юкосовской "охранки" Алексею Пичугину – новые обвинения.

Пичугина, уже получившего решением суда присяжных 20 лет лишения свободы, обвиняют вместе с подельниками в убийстве двух человек: бизнесменши Валентины Корнеевой, отказавшейся в 1998 году продавать «МЕНАТЕПу» Ходорковского недвижимость в центре Москвы, а также мэра Нефтеюганска Владимира Петухова , который требовал от ЮКОСа возврата сокрытых налогов и сборов.

Обвиняют Пичугина и в покушениях на убийство предпринимателя Рыбина, возымевшего в годы ельцинского олигархического беспредела наглость предъявлять к империи Ходорковского какие-то претензии. Назван и предполагаемый заказчик этих преступлений – Леонид Невзлин .

Но молчат пока и Людмила Алексеева, и Владимир Рыжков, и Гарри Каспаров, и Борис Немцов и прочие, прочие, прочие «бескорыстные» защитники Ходорковского, Невзлина и различного рода Пичугиных. Молчит Генри Резник. Даже Юрий Шмидт не спешит высказаться в своей излюбленной манере насчет «кремлевских заказчиков» которые преследуют «меценатов и поклонников русской поэзии и философии». Почему молчат? Может быть потому, что понимают: если новые преступления Пичугина будут доказаны, то какие бы душераздирающие книги не писал про всю эту компанию Панюшкин, какие бы слезоточивые «интервью Марии Филипповны» не появлялись в СМИ, с Ходорковским и всей его обслугой все станет окончательно ясно. Разбирательство новых дел Пичугина станет настоящей лакмусовой бумажкой для очень многих либералов, «правозащитников» и адвокатов-«правдолюбцев».

В заключение, скажем вот о чем. На этой неделе представители традиционных конфессий обратили внимание на то, что напасть в виде птичьего гриппа появилась, когда одной из главных политических тем на Западе стала легализация однополых браков, в том числе и возможность благословления их со стороны церквей. Такого мировая история еще не знала.

Даже во времена Эллады и Древнего Рима, когда гомосексуальные отношения были чуть ли не вариантом нормы, семейное право их полностью игнорировало, законодательно освящая лишь традиционные союзы мужчины и женщины. Выходит, что современное человечество переплюнуло в этом отношении даже Древний Рим? Впрочем, чему удивляться, если проплаченные политики и юристы называют честными людьми уголовников и требуют признать лиц, чьи руки по локти в крови, «узниками совести». Может, поэтому Бог и отворачивается от нас? Ведь за те двадцать лет, что прошли после появления СПИДа , человечество лучше не стало…

Андрей Щербаков
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить