Фрески Древней Руси под прицелом постмодерна

Третьяковская галерея в очередной раз поразила воображение видавшей виды публики. С 16 февраля до 19 марта приобщиться к прекрасному можно, посетив уникальную фотовыставку «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.».

Эта выставка проходит в рамках просветительского проекта «Свет фресок Дионисия – миру». В основе проекта и выставки свыше 500 фотографий фресок великого русского живописца, выполненных фотохудожником и издателем Юрием Холдиным .

На вопрос, чем обусловлен такой выбор, автор ответил, что каждое искусство имеет свой собственный язык, и, по его мнению, фрески – идеальный объект для создания фотографических произведений. Именно фотографическое искусство, с его точки зрения, идеально для созерцания икон, тогда как кинематограф не способствует достаточно адекватному восприятию.

Используя современные методы фотосъемки, Юрий Холдин постарался максимально точно передать цвет и фактуру монументальной живописи. Его целью было создание достойного изобразительного материала нового поколения, передающего на языке искусства фотографии красоту фресок.

Кроме того, автор постарался максимально корректно отобразить особенности архитектуры собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где проходили съемки. За последние годы эти живописные места Холдин посетил более 30 раз – для создания фотографий по специально разработанной им методике потребовалось проделать чрезвычайно долгую кропотливую работу с применением специального оборудования.

Сохранить правильный цветовой баланс при фотосъемке внутри такого сложного архитектурного пространства практически невозможно. Особенно это непросто в условиях переменчивого дневного освещения, причина - в сложном спектральном составе света и физических законах его распространения. Не найдя иного выхода, музеи всего мира уже очень давно проводят фотосъемку подобных сюжетов в ночное время. Однако восприятие пространства и образов при таком способе съемок достаточно сильно искажается, а использование электрического освещения дает множество негативных эффектов.

Юрий Холдин принял решение провести дневные съемки и разработал собственный уникальный метод фотовоспроизведения, с применением которого на протяжении периода с 1995 по 2002 год он создал около 500 снимков фресок Дионисия. Ему удалось создать неповторимый материал с адекватной оригиналу цветопередачей, с учётом особенностей архитектурного пространства и композиций фресок, а также канонов иконописания. Такая концепция съемок фресок уникальна для мировой музейной и книжной практики, благодаря ей удалось, по сути, заново открыть фрески Дионисия для общественности.

При создании фотографий фресковой живописи существует и такой нюанс, как знание сюжетов и канонов иконописи. Сложно правильно сфотографировать фреску Дионисия, не зная, что художник имел в виду при ее создании и что происходило в запечатленной на холсте притче.

На сайте, посвященном фрескам Дионисия, приводится наглядный пример того, что может получиться, если фотографировать иконы берется непрофессионал.

Этот снимок фрески помещен в учебное пособие «История искусств для детей». Вряд ли учащиеся смогут получить адекватное представление об оригинале – фотография сделана так, что изображение искажено почти до неузнаваемости. Специалисты даже усмотрели в этом снимке грубое нарушение канона. Вследствие того, что изображение зеркально перевернуто, Богородица указывает на Младенца левой рукой, тогда как в оригинале - правой, что символизирует путь к спасению. Если приглядеться, видно, что нимбы выглядят перекошенными, кроме того, невозможно не заметить, что нарушены законы построения композиции. Цвет также передан неточно.

Следуя принципу «осмысленного показа», автор создает не натуралистическую репродукцию, а целостный образ как отдельной композиции, так и всего собора.

В рамках проекта "Свет фресок Дионисия - миру" был также создан четырехсотстраничный художественный альбом «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого». Юрий Холдин основал Фонд «Фрески Руси», деятельность которого направлена на выполнение просветительской программы, призванной сделать цикл росписей выдающегося художника достоянием широкой отечественной, а в перспективе - и зарубежной аудитории. Как известно, цикл росписей Ферапонтова монастыря, охватывающий около 700 кв. м, занесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и включен в Государственный свод особо ценных объектов народов России.

Фрески Древней Руси под прицелом постмодерна
Фрески Древней Руси под прицелом постмодерна

Таким образом, выставка имеет не только художественную ценность, но и большое просветительское значение. Рядом с каждым снимком фрески Дионисия создатели экспозиции поместили текст с подробным описанием изображенного на ней сюжета. Кроме фотографий фресок, архитектуры храма и монастыря посетители смогут увидеть фотоснимки с изображениями Феропонтово и Сиверского озера – среды, в которой иконописец создавал свои шедевры.

Наталья Филиппович

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить