Всегда ли прав педагог? Заметки психолога

 - Я работаю в школе больше 20 лет и, лишь взглянув на детей, могу сказать, кто из них будет отличником, а кто троечником.
- Валера 1-й класс закончил очень прилично, во 2-м начал учиться неплохо, а к концу года съехал на одни тройки. Я пыталась как-то увещевать его, не помогает. А начинаю ругать, он плачет, убегает из комнаты, бьет себя по голове и кричит: "Да, я у вас тупой, тупой!".
Сегодня мы поговорим о функциональных и интеллектуальных возможностях ребенка, которые меняются в процессе развития. К началу обучения успешность усвоения учебного материала определяется готовностью к школе. Поэтому учителя сразу выделяют ребят, которые активно включаются в работу, стараются как можно лучше усвоить новые сведения, тщательно выполняют задания на уроке и дома.
Это уже своеобразный резерв, из которого появятся будущие отличники. Все мы люди и поэтому не лишены пристрастного отношения к окружающим, а тем более к детям. Но не так страшно, что ребенок попадает в категорию сильных или недостаточно сильных, сколько пугает убежденность некоторых педагогов в непогрешимости своей первоначальной оценки возможностей школьников. В ряде случаев накопленный педагогический опыт влечет за собой и появление жестокости педагогических установок.
Приведенное в начале статьи высказывание как раз из числа подобных примеров. Уметь распознать возможности ребенка очень важно, но не менее важно уметь видеть и перспективу. Многие ребята, не имевшие должного внимания со стороны взрослых, попав в школу, начинают быстро догонять своих сверстников. Их возможности либо не были своевременно развиты, либо их психическое развитие пришлось на более позднее время, чем у других. Крайне важно, чтобы педагоги, работающие с такими детьми, умели вовремя заметить и поддержать эти позитивные тенденции, а не ставили на ребенке клеймо вечного троечника. Еще один из возможных вариантов описан во втором приведенном отрывке из беседы с мамой. Здесь мы можем говорить о тенденции истощения интеллектуального потенциала ребенка и, как следствие, элементы негативной самооценки. У младших школьников все компоненты психики и личности достаточно подвижны.
Могут происходить изменения в мотивации учения, приобретаемые умения могут вступить в противоборство друг с другом (это явление называется интерференцией и приводит к резкому снижению успеваемости). Например, хорошо усвоив правила умножения, учащиеся испытывают существенные трудности при переходе к теме "Деление", или, заучив назубок окончания существительных мужского рода в различных падежах, они не могут справиться с той же задачкой в отношении существительных женского и среднего рода или существительных во множественном числе.
Здесь необходим максимум терпения. Всякий нажим может привести к эмоциональным вспышкам и даже срывам. Упреки, ругань, нелестные сравнения и эпитеты приводят лишь к формированию у ребенка стойкого убеждения, что он лишен способностей, а вслед за этим учащиеся перестают стремиться к повышению учебных результатов. Для младших школьников и учителя, и родители входят в категорию "значимых других". Оценки взрослых, укореняясь в сознании школьников, становятся их собственными оценками. Поэтому общая рекомендация здесь такова: нельзя оставлять без внимания позитивные моменты личностного и интеллектуального роста младших школьников, не следует выражать свое недовольство их временными неудачами. Деление на троечников, хорошистов и отличников можно рассматривать, на наш взгляд, в качестве своего рода социальной сегрегации. Любой школьник должен быть уверен, что результат работы определяется его собственными усилиями и не зависит от отношения к нему окружающих, даже если эти окружающие — учителя.
Большинство ребят учится неровно: то увеличивается их работоспособность, появляется желание заниматься, то вдруг — истощение и спад. Любому педагогу знакомы такие феномены, как "раскачка" детей в начале года или четверти. Продолжительность ее определяется индивидуально-психологическими особенностями школьников, а не учительскими призывами.
Еще одно распространенное явление — это "концевой прорыв", когда дети к концу определенного этапа работы (обычно четверти, полугодия, года) мобилизуются и относительно короткое время занимаются очень продуктивно. В это время исправляются "неуды" и тройки, растет активность на уроке и во внеурочное время. Педагогическая оценка оказывает стимулирующее воздействие на младших школьников.
Похвала, поощрение, ободрение, раскрытие перспектив, дозированная помощь, наконец, положительные отметки повышают самооценку учащихся, вселяют в них уверенность. И, напротив, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение неудовольствия, негативная критика, стабильно низкие и неудовлетворительные отметки ведут к снижению уровня самооценки детей, формированию стремления минимизировать свои усилия, преобладанию установок на избежание неудачи. Такие ребята начинают относиться к себе как к неспособным, "тупым", неудачникам, вечным троечникам. Психологи советуют в таких случаях применять "Я-высказывание".
Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о ваших чувствах, о том, какое впечатление на вас произвело то или иное событие. Например: "Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. "Я-высказывание" сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя "Я-высказывание", вы будете искренни в словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников. Низкие оценки очень скоро становятся привычными, расхолаживают учеников. Чтобы избежать этого, и учителя, и родители должны сравнивать успехи каждого школьника только с его собственными успехами, а не с результатами других детей, поддерживать в них мотивацию достижения. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. А отметки — вовсе не самоцель, гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной пятерки. Тетрадки с пятерками рано или поздно будут заброшены, а чувство удовлетворения от проделанной работы навсегда останется в прошлом опыте личности.

С. РОГАЧЕВА,

ведущий специалист центра человековедческой компетентности педагогов проф. В.М. Шепеля

Обсудить