Нина Шацкая влюблена в святого

- У меня был маленький эпизод - сцена на лавочке - в фильме «На углу Патриарших». Там я снималась с Николаем Караченцевым . Он главный герой, а я играла одну из его бывших пассий. Говорят, что получилось очень неплохо. Каждый раз, когда показывают этот сериал, у меня от звонков друзей и знакомых обрывается телефон.

Огромным событием для меня стало приглашение сняться в фильме по роману Солженицына. Я понимала, что в фильме «В круге первом» играет столько звезд! На одной из вечеринок, которую 13 января прошлого года организовал сын Глеба Анатольевича, он услышал, как я пела. Он спросил, знаю ли я романс «Уходит вечер», который является лейтмотивом к его фильму. Оказалось, я его знаю. Он очень удивился, потому что этот романс редко исполняют.

Глеб Анатольевич предложил мне сниматься в картине, а у меня в эти числа концерты в провинции. Там уже и афиши расклеили. Я говорю, что у меня концерты. Окружающие на меня посмотрели, как на сумасшедшую: «Ты что? Да как ты можешь?! Ты теряешь редчайший шанс!» – говорили мне. – «Ты обязана всё отменить!» Надо отдать должное Глебу Анатольевичу, он прекрасно понимал ситуацию. Вообще он – удивительный человек. Для каждого артиста он находит очень теплые слова.

Глеб Анатольевич придумал эпизод, которого нет в книге. Идет большое застолье. Я в роли подружки дочери генерального прокурора. Забавно, одну из дочерей играет моя приятельница Алиса Признякова, с которой мы давно знакомы. Мы действительно подружки. У нас есть общие знакомые и компании. По сюжету я играю ее подругу, и она просит: «Ниночка, спой для нас». Получилось как в жизни. Она может так сказать: «Спой что-нибудь для нас».

- Панфилов выступил соавтором Солженицына по сценарию?

- Да. Сценарий сериала писали они вместе, а сценарий к фильму писал уже Глеб Анатольевич. Для меня были важны те слова, которые Глеб Анатольевич сказал во время съемок о терпении и о творчестве. Он человек очень мудрый.

- Трудно было сниматься?

- Не знаю. Главное в кино – быть естественной. И если мне это удалось - буду рада. В любом случае, для меня это большое событие. Не знаю, что в фильме оставят. Я расскажу сейчас что-то, а потом окажется, что этого ничего нет. К своему удивлению, я обнаружила свое лицо в анонсах к сериалу. Мне часто говорят, что у меня образ, лицо как раз из того времени.

- Роль приходилось озвучивать, например, еще раз спеть в студии романс «Уходит вечер»?

- Нет. Глеб Анатольевич записывал живой звук.

- Бытует мнение, что у такой красавицы, как Нина Шацкая, круг знакомых обязательно должен состоять из VIP-персон. Это так?

- Я просто никогда не задумывалась, кто есть VIP-персоны.

- Скажем, публичные люди.

- Во-первых, когда часто с человеком общаешься, не понимаешь, VIP-персона это или нет. Во-вторых, я очень берегу людей, которые встретились на моем пути в самом начале моего творческого пути. Для меня очень важны эти люди. Я помню всех, кто мне помогал и поддерживал.

- Постоянно пишут, Нина Шацкая – красивая и умная женщина.

- Вообще-то я считаю, что для женщины «умная» - это не комплимент.

- Красивых дурочек и так полно.

- Зато они счастливые. Умному человеку трудно быть счастливым.

- Трудно со стороны назвать человека счастливым. Может он и выглядит на все сто, а у самого в душе кошки скребут.

- Счастье – это условное понятие.

- Что в музыке важнее - талант или выучка, школа?

- Главное – хороший педагог. К моему педагогу Наталье Андриановой ходят заниматься разные звезды. Она совершенно божественный человек, который наделен редчайшим даром. Она может, мне кажется, ёжика научить петь. Любой человек, который попадает к ней в класс, в итоге начинает петь.

Если человек очень будет хотеть петь - оннайдет своих слушателей. Другое дело, что певец может хотеть петь, но продюсер будет «рекомендовать» ему петь в той манере, которая коммерчески выгодна. Это может оказаться совершенно не органичным для этого певца. Он будет долго и

Нина Шацкая - исполнительница романсов и джаза
Нина Шацкая - исполнительница романсов и джаза
мучительно петь под фонограмму. Творчеством это назвать невозможно. Я, все-таки, говорю о пении, когда это наслаждение.

На этой неделе в Питере был концерт, посвященный дню рождения Владимира Высоцкого . В зале оказалась Елена Образцова . Подошла ко мне после концерта и сказала очень добрые слова. Когда я еще училась в Питере, когда подруги устраивали свою личную жизнь - я все вечера проводила в консерватории или филармонии. Любым способом пыталась попасть на концерты Образцовой, которая для меня была богиней.

- Кто для тебя авторитет в музыке?

- На самом деле, для меня главным авторитетом был мой отец, который меня выучил. Для меня его слово было главным. Если он говорил «хорошо», я знала, что это так. Если он говорил «плохо», то знала, что это плохо. Когда его не стало, я поняла, что потеряла свою меру весов в музыке. Потерей было то, что я потеряла меру веса и почву под ногами. Я не понимала: хорошо ли делаю или нет.

- Опираясь на спорную точку зрения Фрейда, ты ищешь мужчину, который смог бы заменить тебе отца?

- Помимо моего отношения к отцу, я видела, как окружающие относились к нему. Он был очень образованный человек. У него было потрясающее чувство юмора. Он был очень талантливый, очень легкий в общении. Его очень любили окружающие. Он был светлый человек. В последние годы он постоянно говорил мне - «думай о хорошем». На что бы я ни жаловалась, какая бы не была ситуация в жизни, он всегда говорил: «Думай о хорошем - и всё будет хорошо». Я ищу человека, который будет думать о хорошем.

- Пока такого нет?

- На сегодняшний день нет. Я очень не люблю, когда известные и красивые актрисы, на вопросы о личной жизни начинают кокетничать: «Ах, я так одинока. Сижу одна на кухне, и никто не может оценить, какая я хорошая». Это нормальная ситуация, когда публичный человек в жизни один, а на сцене и в обществе – другой. У меня есть друзья, мама, семья брата.

- Если тебе предложат вести программу на телевидении - согласишься?

- Легко. Я люблю с людьми разговаривать. Мне кажется, что я могла бы разговорить человека. Когда я приехала в Москву и оказала в среде актеров старой школы, на которых мы все выросли, то поняла. Я прикасаюсь к чему-то немыслимому, к какой-то тайне. Георгий Жжёнов , Евгений Матвеев, Никита Богословский . Эти величины в искусстве – долгожители. Они общались и дружили с другими огромными величинами, т.е. прослеживается какая-то связь с мировой культурой. Я физически ощущала, что попала в этот необыкновенный круг и очень дорожила этим.

Никита Богословский написал обо мне хороший отзыв, где начертал: «Моя подруга Фаина Раневская говорила…». Я подумала: «Боже мой, я в одном контексте с огромными авторитетами!».

- Ты исполняешь не только джаз и русские романсы, но и то, что получило название «русский шансон». Не было предложений спеть блатную лирику?

- Я не пою такую музыку. Мне предлагали под псевдонимом записать проект блатной лирики. Я поняла, что не могу. Я пою песню Петра Лещенко «Журавли», которую любят заключенные нашей страны. Есть еще песня «Ты едешь пьяная», которую он пел. Но там нет ярко выраженных тюремных мотивов. К счастью я не умею петь то, что мне не нравится, у меня это не получается.

- Даже за больше деньги не будешь петь?

- У меня не получается. Я не могу это одухотворить - получается натянуто. Неинтересно. Это никого не заводит. Если я не завожусь, то никто от этого не заведется. Я пою только то, что мне нравится. С другой стороны, все что мне нравится - не является коммерческой музыкой. Ни джаз, ни романсы. Поэтому мое счастье, что на моем пути встречаются состоятельные люди, которым это нравится, которые помогают мне осуществлять мои проекты. Причем, это не мои богатые поклонники. Это мои друзья. Это люди, которые ходят на мои концерты. Некий фанклуб.

- Страничка в ЖЖ (интернетовский Live Journal – ред.) есть?

-Нет.Ятолько недавно обнаружила Живой Журнал в Рунете. Я в него погрузилась, и мне стало так интересно. Я нашла там девочку, которая пишет стихи. Там есть такая фраза: «Иду на концерт Шацкой». Больше о концерте ни слова. У нее интереснейшие стихи. Я подумала: «Надо же! Какая у меня публика!» Я хотела зайти и написать, что мне очень приятно, но я постеснялась. Сейчас совершенствую свой сайт . Хочу открыть свою страничку, которая будет называться «От первого лица».

Нина Шацкая - исполнительница романсов и джаза
Нина Шацкая - исполнительница романсов и джаза

Пусть люди заходят на нее. Мне это важно. Мне кажется, что «звездная болезнь» мне не страшна. Я люблю свою публику. Я ею дорожу. Для меня огромное событие эти три концерта с небольшими перерывами. Полные аншлаги, невзирая на мое отсутствие на телеэкране. Это счастье…

- Как в тебе чередуются джаз и романс?

- В недавнем проекте «Осенний триптих» концерты прозвучали по нарастающей: сначала романс, он более сокровенный, более закрытый, потом джаз. Романс - внутреннее, интровертное состояние. А джаз – это восторг! Джаз – это счастье! Экстравертное состояние. Я в этом году попробовала встать на горные лыжи. Мне это понравилось. Похоже на джаз. Но экстрим я не люблю. Мне хватает адреналина на сцене.

- Основная публика за рубежом: русские или иностранцы?

- Последний концерт был в Чехии, в Карловых Варах. Там в основном, конечно, были наши отдыхающие и эмигранты из Германии, Израиля, Америки. Было, конечно, много немцев и чехов, и они были в восторге.

- Предложения не поступали из-за рубежа?

- Поступали. Последнее - из Праги. В связи с тем, что я все делаю сама, я поняла, что у меня нет сил этим заниматься. Для того, чтобы заниматься проектами и контрактами, нужно искать человека.

- Еще нужен экономический склад ума?

- Я закончила в Гуманитарном университете профсоюзов факультет управления. Мне это помогает. Очень хочется сделать много новых проектов. Они сейчас на стадии подготовки. Для этого нужно почистить голову. Вот я эти концерты сделала, чтобы это как-то в глубокую память отправить.

- Ты суеверна?

- Рядом с нами существует некая энергетическая жизнь, другое измерение, пятый элемент. Если я очень хочу видеть человека, я с ним сталкиваюсь в Москве совершенно случайно.

- Есть какие-то парапсихологические способности?

- Знаю, что с близкими людьми у меня точно есть связь. Когда мобильной связи еще не было, стоило мне пять минуть интенсивно подумать о том, чтобы отец со мной связался - как он мне звонил. Я верю, что близких людей связывают какие-то ниточки. Когда папа, который жил в Рыбинске умер, я уже жила в Москве – мне неожиданно стало плохо.

Отец никогда не болел, был очень энергичным человеком. Накануне мы с ним поговорили по телефону, и я поехала в Фонд Мира на концерт. Когда приехала - не смогла петь. Я позвонила подруге, сказала, что мне нехорошо. Я поехала в зал Чайковского, на концерт Игоря Моисеева. И мне там стало плохо. Когда я вышла из зала, мне позвонили и сказали, что папа умер. Сердце не выдержало на сцене.

- Сколько ему было?

- Шестьдесят шесть лет.

- Как поддерживаешь хорошую форму?

- В спортзале. Правда сейчас я в ужасе, потому что учительница по фитнесу ушла, и клуб закрылся.

- Твой любимый литературный герой.

- У меня нет любимого герой, но есть любимая книжка: «Сказка о Золотой Рыбке». Нам всего мало. А когда оглядываюсь назад и понимаю, с чего начинала, то оказывается, что очень даже хорошо.

- Пишешь стихи или музыку?

- За свою жизнь под большими эмоциональными порывами написала два-три стихотворения, но это не шедевры. С музыкой тоже самое.

- Как относишься к переработке классических мелодий на джаз?

- Нормально. Джаз – это стиль, в котором можно сыграть любую мелодию. 14 февраля – праздник святого Валентина. День влюбленных . Это мой любимый праздник. В этот день состоится мой концерт в ресторане «Blue Elephant». Там будет проходить презентация моего нового диска «JAZZ-MAINSTREAM». 11 марта в Доме кино планирую концерт для широкой публики.

Игорь Буккер
Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить