С Ангелой Меркель – на дружеской ноге!

В стане российских либералов в последние дни царит заметное оживление. Поскольку попытка объединить правую оппозицию вокруг Михаила Касьянова через подчинение ему Демпартии России провалилась, Гражданский конгресс (Гарри Каспаров, Георгий Сатаров и Людмила Алексеева) образовал некий комитет действия, который предупредил всех демократов: либо они немедленно объединяются, либо Гражданский конгресс создает новую партию. И кандидат на роль объединителя не заставил себя ждать. Им оказался все тот же Михаил Касьянов, который через симпатизирующие ему СМИ объявил о том, что его планы на будущее поддержала сама Ангела Меркель – федеральный канцлер ФРГ.

Десятиминутный разговор Меркель и Касьянова произошел во время встречи немецкого канцлера с представителями российской политической элиты. Если Владимиру Рыжкову , Никите Белых и Жанне Немцовой госпожа Меркель уделила всего лишь пару минут, то с бывшим премьером она поговорила значительно дольше. Сам «объединитель демократов» ничего конкретного о содержании разговора сообщать не спешит. Но с торжествующе-интригующим видом заявляет: «Канцлер сказала мне, что в курсе моих планов и они вызывают у нее одобрение. Она предложила продолжить разговор в Германии, и я согласился».

Любопытно, что Касьянов ничего не говорит, какие именно его планы вызвали такой интерес у немецкого канцлера. Возможно, что Касьянов поведал Ангеле Меркель что-нибудь потрясающее и экстравагантное: например, рассказал о том, что хочет свою дачу «Сосновка-1», дело о незаконном приобретении которой будет скоро слушаться в столичном арбитражном суде, вернуть государству для создания там общественного центра российско-немецкой дружбы, где под бесплатный шнапс будут вестись разговоры о развитии институтов демократического общества в России. А может, отставной премьер вновь озвучил свою недавнюю мысль: российская нефть должна стоить на мировом рынке 20 долларов за баррель, что произведет интригующее впечатление на западную общественность. Но от разглашения каких-либо подробностей и сам Касьянов, и сотрудники его «МК – аналитики» упорно отказываются.

Вот почему попытки изобразить беседу Меркель и Касьянова как подтверждение поддержки Западом политических амбиций последнего выглядят пока безосновательными. Тем более что Меркель, общаясь с Касьяновым, Белых, Рыжковым и прочими оппозиционерами, скорее всего, просто возобновила давнюю традицию российско-немецких, а, вернее, советско-немецких отношений, заложенную Леонидом Брежневым.

Когда Леонид Ильич совершал свои официальные визиты в ФРГ по приглашению социал-демократических канцлеров Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, он неизменно в дружеской обстановке встречался и с их политическим противником и, кстати, «махровым антикоммунистом» (как его называла советская пресса) Францем-Йозефом Штраусом – председателем консервативнейшего ХСС. Фотографии выпивающих вместе шнапс Брежнева и Штрауса украшали тогда полосы всех немецких газет, а сам Штраус любил говорить: «Я с самим Брежневым на дружеской ноге!» Естественно, никто из этих встреч не делал вывода о том, что Советский Союз поддерживает политических противников немецких социал-демократов.

Сама госпожа Меркель так же не спешит делиться своими впечатлениями от беседы с Касьяновым и другими отечественными «демократами». Поговаривают, что она несколько нервничала, боясь, что известная правозащитница и руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева поднимет вопрос о положении в Германии столь любимых ею и другими российскими либералами сайентологов.

Дело в том, что именно при легендарном однопартийце Меркель Гельмуте Коле в ФРГ были приняты весьма жесткие меры против «Церкви сайентологии» - от решения Федерального суда по трудовым спорам, назвавшего сайентологов не религиозной, а коммерческой организацией, до неоднократно продлевавшегося заключения конференции министров внутренних дел федеральных земель о необходимости вести за сайентологами негласный контроль как за социально опасными элементами.

Кроме того, Гельмут Коль добился исключения поклонников сайентологии из рядов Христианско-демократической партии. Скорее всего, Рыжков, Белых и Касьянов попросили Алексееву болезненную для Германии тему не поднимать, что та и сделала, дежурно попугав немецкую гостью набором известных фраз о «сворачивании институтов гражданского общества в России».

Никакого серьёзного разговора между Меркель и Касьяновым на самом деле не было и быть не могло, сказал "ПРАВДЕ.Ру" известный политолог и политтехнолог Олег Матвейчев. Он поделился своим видением ситуации с читателями нашего издания:

- То, что пресс-служба Касьянова не дала информации о беседе своего шефа с Меркель и даже не перепечатала на официальном сайте политика статьи в некоторых СМИ об этом событии, говорит о том, что никакого серьезного и многообещающего разговора и не было. Между тем, именно посольство ФРГ пригласило Касьянова на встречу с федеральным канцлером, сочтя заметной фигурой оппозиционного лагеря.

Скорее всего, более длительный разговор Меркель с Касьяновым, чем с другими либералами, связан с тем, что он бывший премьер и ей было интересно его мнение по тем проблемам мировой политики и экономики, в обсуждении которых Касьянов принимал участие как официальный представитель России. Меркель вряд ли сделала Касьянову официальное предложение посетить Германию, поскольку такие вопросы регулируются дипломатическим протоколом.

Отметим, что за месяц до встречи с Ангелой Меркель Михаил Касьянов дал интервью самому авторитетному политическому еженедельнику ФРГ «Шпигель». Интервьюер Вальтер Майр процитировал мнение о Касьянове лидера объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова, который назвал отставного премьера «фантомом прошлого» и «мелким королем в пределах Садового кольца». Касьянов не смог ничего ответить на эти слова, а лишь сказал: «Я более толерантен».

Автор Андрей Щербаков
Андрей Щербаков — журналист, бывший корреспондент, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить