Ядерные руины российской энергетики: остался последний шанс

Стратегией России во внешней политике должно стать её энергетическое лидерство. Так обозначил международную роль нашей страны президент Владимир Путин накануне председательства Российской Федерации в " Большой восьмерке " ( G8 ).

Очевидно, что нынешний статус сырьевого придатка хоть и позволяет России держать в напряжении пол-Европы и бывшие советские республики , все же этого недостаточно для роли "энергетической" сверхдержавы. В новый век страна вступила с дефицитом генерирующих мощностей, которые к тому же со времен СССР оказались сильно изношенными.

В настоящее время отсутствует даже внятная государственная стратегия развития энергетики. Вместе с тем наблюдатели не могли не отметить работу по строительству новых крупных объектов, а также кадровые перестановки в ряде ключевых ведомств – в частности, в Российском агентстве по атомной энергии .

С последними событиями вокруг "атомного" агентства связываются надежды на развитие ядерной энергетики, несмотря на одиозность фигуры нового главы агентства – бывшего премьер-министра РФ Сергея Кириенко , который в настоящее время рассаживает на руководящие посты Росатома своих бывших соратников.

Насколько реальны и оправданы эти надежды? Этот и другие вопросы мы задали руководителю авторского коллектива проекта "Ядерной доктрины России", советнику Российской Федерации I класса Юрию Крупнову (ЮК) .

"ПРАВДА.Ру": Совсем недавно, в ноябре, произошли кадровые изменения в Российском агентстве по атомной энергии. Его новым руководителем был назначен хорошо известный всем Сергей Владиленович Кириенко. Юрий Васильевич, что, на ваш взгляд, изменилось в атомной отрасли в связи с последними кадровыми перестановками? Что стало хуже, что лучше? ЮК: По стратегическим направлениям развития ядерной сферы стали создаваться рабочие группы и их руководителями назначаться умные и талантливые профессионалы – личности.
Заметна большая активность в определении критического набора самих стратегических направлений.

Эти два момента в любом случае является заявкой на серьёзные и правильные радикальные изменения в атомной отрасли.

А что хуже?.. Хуже, чем есть, некуда.

Фактически потеряно 15 очень дорогих лет, которые другие страны использовали в максимальной степени. При этом по нескольким направлениям мы пока ещё остаёмся лидерами. Но уже через два года, если не будет решительных действий по развитию атомной энергетики, это всё окончательно станет историей.

Поэтому наступивший год является решающим для ядерной энергетики.

"ПРАВДА.Ру": Есть ли сейчас хоть какая-то стратегия развития атомной отрасли? ЮК: Есть отраслевая, 2001 года, Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века – государственный статус этого документа невнятен, он рассматривался в Правительстве, но утверждён не был. Есть утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

Согласно этим документам производство электроэнергии на атомных станциях к 2020 году должно возрасти практически в 2 раза. Заявляется там и соответствующий темп создания новых мощностей - до 2 ГВт в год.

Однако всё это осталось пустыми декларациями.

Получается, что правительство фактически саботирует свои же собственные распоряжения.

Впрочем, это не удивительно. И нефтегазовое, и электрическое неатомное лобби, мягко выражаясь, не заинтересовано в развитии ядерной сферы.

"ПРАВДА.Ру": Перед лицом каких проблем сегодня стоит "мирный атом" в России? ЮК: Проблема на деле только одна: отсутствие у руководства страны политической воли в направлении решительного, сверхинтенсивного развития ядерной сферы. Отсутствие единства по вопросу разовых гигантских денежных вложений в сферу из госбюджета. Отсутствие общественно-государственной коалиции развития ядерной сферы.

В техническом плане все базовые условия и заделы пока ещё остаются.

"ПРАВДА.Ру": Перекликается ли ситуация в российской атомной энергетике с мировыми тенденциями? Что общего, что разного? ЮК: Перекликаются лишь частично. И у США ( подробнее о ядерной программе США читайте здесь ), экономического лидера, и у стран, еще вчера считавшихся развивающимися, таких как Китай, Иран,

Индия - уже имеется принципиальное решение политического класса по строительству большого количества новых АЭС в своих странах, а у ведущих энергомашиностроительных государств – и за рубежом. Поэтому за рубежом у наших главных соперников уже даже не «ядерный ренессанс», как это принято сейчас называть, а жёсткие ядерные планы. "ПРАВДА.Ру": Что радикально нового предлагает «Ядерная доктрина», разработанная под вашим руководством? ЮК: Уйти от ведомственного подхода к атомной энергетике и поставить вопрос о её развитии как ключевую, поистине ядерную проблему для будущего нашей страны.

Предлагается ясно и однозначно решить: Россия может и должна стать первой энергетической державой мира, своего рода единственной энергетической сверхдержавой. Это единственно разумная и относительно быстрая наша геоэкономическая стратегия. И путь к этому лежит через сверхинтенсивное развитие ядерной энергетики.

Далее в доктрине задаются чёткие приоритеты – те ключевые направления, которые обеспечат лидерство России в энергетике.

Это:

1) развитие реакторов на быстрых нейтронах (тип БН);

 2) замыкание ядерного топливного цикла;

 3) массовое производство малых АЭС;

 4) широкое развитие биотехнологий на основе радиологии.

Замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ) позволяет не только навсегда избавиться от ядерных отходов, в том числе и производимых обычными АЭС, но и решить проблему ядерного топлива, заменяя в качестве горючего изотопа дефицитный уран–235 на уран–238 и другие изотопы, которых хватит как минимум на несколько столетий.

Ядерной энергетике с замкнутым уран–плутониевым (в будущем, вероятно, и ториевым) циклом нет альтернатив. Поэтому Россия может и должна стать мировым лидером и естественным монополистом в области производства дешевой и неограниченной по объёму энергии на основе замкнутого ЯТЦ.

И последнее, но, может быть, самое главное. В доктрине ядерную сферу предлагается сделать действительно ядерной, т.е. являющейся ядром и определяющей собой:

 1) региональное развитие российских территорий, прежде всего, ныне плохо освоенных; 2) промышленное развитие страны; 3) высший мирополитический и геоэкономический статус страны.

"ПРАВДА.Ру": Как это всё можно обеспечить в организационном плане? ЮК: Россия может стать ведущей экономической державой мира, если у неё будет лучшая в мире ядерная энергетика – т.е. транснациональная глобальная корпорация, которая была бы сопоставима, условно, с «Газпромом» или с зарубежными аналогами типа французской «AREVA» или американской «Westinghouse». А правильнее – превосходила бы эти корпорации-конкуренты.

Поэтому утверждается, что нужно идти к созданию мощных реакторов на быстрых нейтронах, которые бы выигрывали большую часть тендеров на строительство АЭС в мире.

При этом, разумеется, в плане обычных реакторов надо увеличивать мощность и безопасность. Здесь новое руководство Росатома фактически уже заявило свой курс на конкурентоспособные энергоблоки на основе реактора ВВЭР с электрической мощностью более 1000 МВт. И это правильно.

"ПРАВДА.Ру": Вопрос частного капитала в атомной энергетике: насколько он уместен в атомной (пусть и малой) энергетике? ЮК: Вероятно, давно пора перенести эти вопросы в плоскость практических расчётов и конкретных частно-государственных партнёрств.

Поймите, вопрос давно уже не в этом, а в том, сумеем ли мы на основе уникального, доставшегося нам от СССР задела в виде атомной отрасли сделать лучшую ядерную энергетику мира и стать первыми в мире. И здесь частный капитал всё равно придётся привлекать. Но в основе останется госбюджет. Без него ничего не будет - глупых чудес не бывает.

"ПРАВДА.Ру": В России есть большой теоретический и практический задел по газотурбинным, газопоршневым и парогазовым энергетическим установкам. В чем здесь преимущество АЭС? ЮК: В том, что атомная энергия является самой экологичной, самой независимой от ограниченности топливных ресурсов и при массовом строительстве и обслуживании – самой дешёвой.

К сожалению, у нас до сих пор почти неразвита экономика ядерной сферы – отсюда и неумение доказывать реальную стоимость атомных киловатт, процветание фантазий о якобы дорогом атомном электричестве и якобы дешёвом неатомном.

"ПРАВДА.Ру": А настолько обоснованными всё-таки являются заявки на возможное наше энергетическое лидерство или даже первенство? ЮК: Давайте разберёмся.

В мире стремительно нарастает энергетический кризис. Есть сердечная недостаточность – а вот в мире сейчас отчётливая энергетическая недостаточность. И с каждым годом эта недостаточность будет расти.

Планетарная экономика уже почти подошла к своему нефтяному максимуму, к тому пределу, за которым необратимая нехватка углеводородных ресурсов. Даже в России с ее огромными запасами в самые ближайшие годы добыча нефти по абсолютно объективным причинам начнёт необратимо снижаться.

Пути транспортировки энергоресурсов уязвимы и затратны, их рентабельность привязана к огромному количеству неустойчивых внешних факторов.

У нас есть шанс – стать первой энергетической державой мира, энергетической сверхдержавой за счет интенсивного развития ядерной энергетики. Чтобы его использовать, есть буквально пара лет. И если этот шанс будет упущен, то это будет означать: элита «трубы» победила элиту развития страны, да и само будущее России.

СПРАВКА:

С проектом Ядерной доктрины России можно ознакомиться, скачав брошюру в форматах Word - www.kroupnov.ru/nuclear.doc (219K) или PDF - www.kroupnov.ru/nuclear.pdf (113K)

Автор Сергей Малинин
Сергей Малинин — журналист, редактор Правды.Ру. *