Прощай, "Волга"! Здравствуй, "новый русский грузовик"

Легендарная марка автомобилей, прославившаяся во времена развитого социализма, – "Волга" Горьковского автозавода – окончательно уходит в прошлое. Вместе с "Волгой" в небытие отправляются все амбиции по выпуску новых легковых автомобилей.

Такое заявление сегодня ночью сделал председатель совета директоров "Базового элемента" Олег Дерипаска, выступая в вашингтонском Фонде Карнеги с докладом "Реструктуризация советских предприятий". Напомним, автозавод "ГАЗ" входит в холдинг "Руспромавто", который, в свою очередь, является частью "Базэла". Дерипаска не уточнил, когда именно ГАЗ прекратит выпуск "Волг", при этом он дал понять, что собственные модели легкового автомобиля завод разрабатывать не будет.

От "Волги" решено отказаться, так как она не соответствует требованиям времени, сказал глава "Базэла". По его словам, завод сосредоточится на выпуске коммерческого транспорта - "Газелей", "Соболей", грузовиков и автобусов. К слову Дерипаска напомнил, что "Руспромавто", куда входит ГАЗ, производит и военную технику.

Собственно, закат "Волг" не новость. Президент ГАЗа Николай Пугин еще в 2002 году делал заявления о том, что в ближайшие 6-7 лет (то есть к 2008-2009 годам) горьковский завод намерен прекратить выпуск своей основной легковой модели. Правда, из слов Пугина следовало, что ГАЗ надеялся к этому времени развить производство нового легкового автомобиля, который был бы компактнее "Волги". Если "Волга" относится к классу E (большие автомобили среднего класса длиной до 490 см), то на смену ей должна была прийти модель класса D (длинной 460 см) – что-то близкое по классу к почившему в бозе "Москвичу".

Предполагалось, что партнером ГАЗа по разработке новой модели станет FIAT. В частности, Пугин планировал использовать платформу автомобиля FIAT-Stilo для создания нового автомобиля. Идея была столько же интересная, сколько и грандиозная. Два старых и великих (каждый для свой страны) автогиганта должны были развернуть на берегах Волги беспрецедентное сборочное производство с большой степенью локализации. Отмечалось, что этот проект имеет высочайшую государственную поддержку.

Так, указ президента России "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для российской отечественной автомобильной промышленности" от 1998 года называли "зеленым светом" для российско-итальянского предприятия. Но у обеих компаний вскоре начались проблемы, и в сентябре 2004-го года на проекте был поставлен крест: ГАЗ продал акции совместного с итальянцами предприятия "Нижегород Моторс". Видно, тогда же было решено распрощаться с идеей развития "легкового" направления в Руспромавто.

Между тем продажи "Волг" падают. В этом году, по разным оценкам, ГАЗ потерял до 30% легкового рынка – больше, чем другие российские заводы. "Волга" хоть является во многом уникальной машиной для российского рынка – как по классу, так и по истории марки, но ей свойственны все недостатки, присущие всем детищам российского автопрома. Характерно, что на рынке подержанных отечественных авто "Волги" стоят чуть ли не дешевле ВАЗовской классики с аналогичным пробегом.

Понимают это и в "Руспромавто". Генеральный директор "Руспромавто" Максим Авдеев в своем недавнем интервью газете "Ведомости" говорил, что "сектор массового легкового автомобиля мы не считаем для себя приоритетным".  Вместе с тем он ничего не сказал о скором закате этой прославленной советской марки. Авдеев утверждал, что ГАЗ в ближайшие 5-6 лет продолжит делать рестайлинг "Волги".

Но, видимо, Дерипаска не прочь форсировать события. Основным приоритетом для ГАЗа (как и для всего "Руспромавто") в ближайшее время станет грузовой транспорт. В этой области базэловцы готовы использовать по максимуму собственный научно-технический потенциал, например, собственный инженерный центр, способный разрабатывать новую модель и, по словам Авдеева, хотя бы раз в 5-6 лет запускать ее на рынок.

"Нужно пойти путем, которым идут все мировые автопроизводители, — делать новую машину. Новую русскую машину, - рассказал "Ведомостям" Авдеев о планах "Руспромавто". - Для этого, конечно, нужен опытный партнер".

Одним из таких партнеров может стать французская компания Renault. С ней обсуждались планы по совместному производству грузовых автомобилей на заводе "Урал". Для собственных разработок ГАЗу необходимо будет привлекать большие инвестиции. По оценкам Авдеева, на запуск новой модели необходимо минимум $500 млн.

Последние материалы