"Голубой поток": мимо вороватых соседей, вопреки воле США

Сегодня был официально открыт беспрецедентный по стоимости и технической сложности газопровод "Голубой поток". Значимость события подчеркнули президент России Владимир Путин, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и глава турецкого правительства Тайип Эрдоган, которые собрались сегодня на торжественную церемонию в турецком городе Самсун.

"Голубой поток" – это амбициозный проект прямого газопровода Россия - Турция, без прохождения через территорию третьих стран. Проект дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Его также можно назвать первой вехой в "обходных проектах" транспортировки российского сырья напрямую к потребителям, минуя нестабильные в отношениях с Россией страны. Аналогичным проектом является начавшееся недавно строительство Северо-Европейского газопровода , который позволит России в обход стран Балтии транспортировать газ в Европу, в том числе и в Великобританию - ранее недоступный для России рынок.

Реализация проекта "Голубой поток" началась 15 декабря 1997 года, когда было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение. Строго говоря, "Голубой поток" функционирует уже с 2003 года. Однако пока трубопровод работает не на полную мощность. К концу этого года по нему пройдет 4,5 миллиарда кубометров газа, далее планируется, что эта цифра будет увеличена до 16 миллиардов кубометров в год. Общая протяженность "Голубого потока" составляет 1213 км, из них по дну прошло почти 400 км. Труба легла прямо по сернистому дну Черного моря.

Но самое удивительное в этом проекте – это не только обилие инновационных технических решений. Просто согласно всем мировым тенденциям "Голубой поток" должен был заглохнуть еще в зачатке – слишком много интересов было затронуто при его строительстве.

С начала 90-х годов Турция стремилась стать одним из региональных энергетических центров. Кроме того, турецкие власти заинтересованы в реэкспорте газа в Европу. В частности, на практическом уровне обсуждались проекты транспортировки газа из Турции в Грецию, Болгарию, Италию и на Балканы.

К концу двадцатого века Турции было предложено три варианта обеспечения потребностей этой страны в газе: американский - из Туркмении через Транскаспийский газопровод, который пройдет через Грузию, Азербайджан и Черное море, российско-итальянский "Голубой поток" - по дну Каспийского моря в турецкий город Самсун, и из Ирана.

К первоначальным целям России – выход на новые рынки Европы – со временем прибавилась еще одна: подстраховка от непредсказуемого поведения своих ближайших соседей. Основные пути транспортировки российского углеводородного сырья в Европу проходят через Украину. Мало того, что Россия должна платить значительные транзитные платежи, так еще и часть сырья "растворялось" по пути к конечным потребителям. Даже президенту России в этом году пришлось отступить от дипломатических манер и порекомендовать украинским коллегам не "тырить" российский газ.

Интересы Ирана тоже понятны – экспорт газа, которым богата эта страна, является одним из основных источников пополнения казны. Другое дело – интересы американцев, которые финансировали транскаспийские проекты транспортировки нефти и газа из бывшего советского Кавказа и Средней Азии в Турцию в обход России. Основные задачи Вашингтона, озвученные Белым домом: "перевод" казахстанской нефти с Новороссийска на трубопроводы Баку - Джейхан и Одесса - Броды - Гданьск, то есть в обход России; замена "Голубого потока" азербайджано-турецким проектом Шах-Дениз - Тбилиси - Эрзерум - Анкара.

Каспийский регион уже признан зоной стратегических интересов США, поскольку его разведанные запасы нефти оцениваются в 16-32 млрд баррелей, что почти в 1,5 раза выше, чем запасы США. Что же касается запасов газа, то они в этом регионе составляют примерно две трети мировых. Поэтому США стремятся сделать все возможное, чтобы ускорить работы по строительству транскаспийского газопровода и привлечению к нему инвестиций. Как всегда, американцев не смущают даже не совсем демократические устои некоторых стран, участвующих в этом проекте.

Пентагон уже успел объявить о своей военной инициативе "Каспийская охрана", созданной якобы под эгидой строительства трубопровода. Она предполагает формирование сети подразделений спецназа и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на трубопровод.

Ситуация осложнялась тем, что рынок Турции – не резиновый, а вопросы с реэкспортом в Европу еще далеко не улажены. Поэтому реализации всех трех проектов угрожали неминуемые сложности. В частности, Турции пришлось пересмотреть в сторону уменьшения контракты по поставкам газа с Россией и Ираном. Но американцы настаивали на более радикальном сворачивании всех проектов, кроме транскаспийского. Так, советник госдепартамента по вопросам энергостратегии на Каспии Стивен Манн открыто говорил о том, что Турции надо "урезать" контракты с ее традиционными партнерами: "Турции придется пересмотреть некоторые прежние соглашения со странами-поставщиками газа. Я не могу рекомендовать ей, какие поставки надо "урезать", но главное, что она должна сделать, - это защитить проект Шах-Дениз – Анкара". Почему? Да потому что "они отвечают интересам Турции по поддержанию стабильности на Кавказе", заявлял Манн в 2002-м году, когда до окончания строительства "Голубого потока" оставалось несколько месяцев.

Однако турки, как всегда, поступили прагматично. Протяженность трубопровода "Голубой поток" на 600 км меньше, чем транскаспийского трубопровода, и его строительство обойдется гораздо дешевле. Чистота российского газа значительно больше, чем у туркменского, поскольку он добывается с меньших глубин. Это и определило приоритеты турецких властей в этом вопросе.

Победа России – не только экономическая или геополитическая, но и техническая. Напомним, американцы усиленно распространяли в общественном мнении идею, что сам по себе "Голубой поток" – неподъемный проект для российских специалистов. Мол, они не в состоянии справиться с этим проектом по причине его чрезвычайной сложности в технологическом отношении. Время показало обратное. Не без участия итальянцев, но все равно – проект был сдан в установленные сроки. Ни одной задержки по техническим причинам во время строительства не было.

Однако все равно России не стоит обольщаться так рано. Отметим, что сегодняшние соглашения между Россией и Турцией о поставках газа по объемам чуть ли не в два раза скромнее, нежели при закладке трубопровода. Кроме того, в 2002 году турецкой стороне удалось снизить цену на 9%. Причем тема снижения цены на российский газ вновь и вновь становится предметом обсуждений во время каждой встречи "в верхах".

Кроме того, неоднократно заявлялось об издержках и коррупции, сопровождавшей строительство "Голубого потока". По оценкам инвестфонда Hermitage Capital Management, 1 км российской части “Голубого потока” стоил $2,95 млн, в то время как туркам требовалось лишь $1,35 млн. При этом пять руководителей турецкой газопроводной госкомпании BOTAS, связанные с реализацией проекта, были осуждены за коррупцию и в настоящее время отбывают наказание в тюрьме. Кроме того, подозрения были и к "Газпрому": представители Счетной палаты высказывали предположения, что монополия и ее подрядчики злоупотребляли законными налоговыми льготами.

В любом случае, возможные риски разоблачений мало что значат для самого трубопровода: дело сделано, турецкий сектор рынка Россией надежно застолблен и расширен. На повестке дня стоит продолжение трубопровода в сторону Израиля, что откроет для России рынки Ближнего Востока.

Отдел экономики