Тихон Хренников: Без конкурса Чайковского Россию представить невозможно

Долгое время долгожителем среди композиторов-классиков считался Игорь Стравинский. Этот «музыкальный Протей» прожил 88 лет. А вот патриарху отечественной музыки Тихону Николаевичу Хренникову в этом июне исполнилось 92 года, и он по-прежнему бодр, оптимистичен и занят делом. Прославленный маэстро дал эксклюзивное интервью нашему изданию.

-Тихон Николаевич, а ведь именно благодаря вам Игорь Стравинский в 1962 году посетил родину?

-Это одно из самых ярких впечатлений всей моей жизни. Стравинский никогда не был антисоветчиком, и когда делегация советских композиторов в 1959 году была в США и встретилась со Стравинским, он с радостью принял приглашение посетить свою родину. Это был исторический визит гения. Стравинскому было уже 80, но он поражал своей бодростью, оптимизмом. Помню, как во время обеда он выпивал фужер водки, шутил, рассказывал анекдоты.

Когда Стравинский приехал к нам, он уже работал в авангардной манере, увлекался додекафонией. За это ему сильно доставалось от нашей критики. Но Игорь Федорович на это не обижался, для него главным был восторженный прием своих соотечественников.

- Тихон Николаевич, а как вы себя чувствуете? Чем занимаетесь?

- Ну как может себя чувствовать человек в 92 года, черт бы их побрал? Но я по-прежнему продолжаю заниматься преподавательской деятельностью, у меня много учеников. Обучаю я на дому, потому что в консерваторию ходить и подниматься на четвертый этаж мне тяжело. Я вам так скажу, столько талантливой молодежи, как сейчас в России, не было никогда. И это при том, что молодым музыкантам пробиться в жизни стало невероятно трудно. За все надо платить. И все равно Московская консерватория продолжает сохранять лучшие традиции отечественной культуры, она живет, она дает дорогу в будущее новым поколениям музыкантов. Да и в провинции существует много музыкальных школ, проходят разные конкурсы.

Вот ко мне приходит пианист Никита Мдаянц. Ему всего 15 лет, а он уже грает как пианист колоссального масштаба. Он так сыграл мой Второй фортепианный концерт, что я просто обалдел.

- У вас на рояле я вижу ноты сочинения юного Жени Кисина – подарок вам. Поддерживаете отношения с этим гениальным пианистом?

- И Женя Кисин, и скрипач Вадик Репин давно стали лучшими музыкантами мира. Хорошо, что они не забывают родину и стараются, хоть и изредка, у нас выступать. Вообще, если посмотреть на афиши крупнейших музыкальных столиц, то можно убедиться, что выходцы из России по-прежнему достойно на них представлены. И многие ведущие музыканты мира прошли через горнило конкурса имени Чайковского, стали его лауреатами. Тревожно, что сейчас судьба этого всемирно известного конкурса под большим вопросом.

- Как так? Что случилось?

- А об этом вы поинтересуйтесь у министра культуры Соколова. Насколько я знаю, министерство сейчас занимает очень странную позицию, и в 2006 году конкурс вполне может не состояться. В таких условиях я отказался быть председателем оргкомитета конкурса.

- А как вы оцениваете ситуацию с классической и серьезной музыкой в целом?Не кажется ли вам, что интерес, скажем, к опере и балету угасает?

- Да чушь все это! Посмотрите, недавно Кремлевский балет поставил «Спящую красавицу». Так на всех представлениях шеститысячный зал полон. Идут и на оперу, хотя интересных современных опер появляется мало.

- Ну как же… вот вокруг «Детей Розенталя» Десятникова-Сорокина столько шума было.

- Я эту оперу, к сожалению, не видел, хотя меня и приглашали на премьеру. Десятникова я считаю человеком талантливым. Правда, друзья мне рассказывали, что с «Детей Розенталя» часть публики уходила. Значит, не удалось композитору увлечь слушателя полностью. Но то, что оперы пишутся, ставятся, это дело, конечно же, благое.

Но, конечно, уровень музыкальной культуры, особенно среди молодежи, тревожит. И здесь надо по-настоящему бороться за подлинные культурные ценности. На всю Россию до сих пор существует всего одна радиостанция, передающая классическую музыку, - «Орфей». Да и та имеет такие технические возможности, что даже в Москве ее качественно можно поймать не везде. А вот в Америке только в Лос-Анджелесе существует пять радиостанций, специализирующихся на классике. Пять! А сколько там издается популярных журналов о классической музыке! У нас же все киоски переполнены красочными изданиями про попсу, а бывшую некогда чрезвычайно популярной «Музыкальную жизнь» в них не увидишь.

- В Америке серьезное музыкальное искусство процветает благодаря меценатству.

- Да, меценатство там процветает. Наши же толстосумы, наши олигархи любят класть деньги только в свой карман. Их интересуют только выгодные для себя проекты по вытягиванию денег из страны. Вот до революции были меценаты – например,Савва Морозов. Или Мамонтов. Они помогали классическому искусству, стремились сделать его общедоступным.

А пока из тех, кто помогает музыкальному искусству, я могу вспомнить только «Газпром»,который помогал проводить конкурс имени Чайковского и поддерживал симфонические оркестры.

- Тихон Николаевич, ваши прекрасные песни до сих пор любимы народом. А как бы оценили ситуацию на песенном фронте сегодня?

- Ужас что там творится, что несется каждый день с экранов телевизоров. Конечно, и сейчас сочиняются талантливые песни, но они просто тонут в море пошлости и откровенной халтуры. А лучшим нашим композитором-песенником по-прежнему остается Александра Пахмутова, которая продолжает показывать настоящее мастерство высочайшей пробы. Вот с кого надо брать пример молодым песенникам!
На эстраде давно пора навести хотя бы элементарный порядок. Вот Иосиф Кобзон выступил с правильной инициативной запретить петь под фонограмму. Только жаль, что эту здравую мысль все никак не могут реализовать.

- Тихон Николаевич, продолжаете ли вы работу над своими мемуарами?

- Пока нет, поскольку никаких предложений на сей счет ко мне не поступало. Моя книга «Так это было» вышла в 1994 году, и в ней я высказался довольно откровенно.

- А вот интересно, изменилось ли ваше отношение к Сталину? Вокруг этой фигуры сейчас столько споров.

- Сталин для меня был, как и для многих, просто божеством. Но потом я пришел к выводу, что он был великим актером. Но по-прежнему я считаю, что Сталин остается государственным деятелем, который сделал колоссально много для Советского Союза, в том числе и для нашего искусства. Это признают на Западе до сих пор. Там помнят ставшими классическими слова Черчилля : «Он взял лапотную Россию, а оставил ее оснащенной атомным оружием».

Да, при Сталине были репрессии, была цензура, были гонения на деятелей искусств. Но из композиторов не был репрессирован никто. Да, незаслуженно критиковали Прокофьева и Шостаковича, но они тут же получали новые заказы и премии. Почему не любят вспоминать, что после 1948 года Шостакович написал превосходную в мелодическом отношении «Песнь о лесах», которая была удостоена высоких наград? Так что все было и драматично, и очень неоднозначно.

- В заключение, Тихон Николаевич, такой вопрос. Скоро в Москве пройдут выборы в городскую Думу. Определились, за кого будете голосовать?

- Вы знаете, я сам долгие годы был депутатом, и эффективность моей работы люди оценивали не по речам, а по тому, скольким я помог реально решить их проблемы. Вот почему я буду голосовать за тот список, который возглавил мэр города Юрий Лужков, то есть за «Единую Россию». Лужков реально помогает искусству, он реально помог и мне, как Герою Социалистического труда, с оплатой за квартиру и коммунальные услуги. Лужков никогда ничего не обещает, чтобы он потом не сделал. Думаю, что и единомышленники у него такие.

Андрей Щербаков

Интервью с Тихоном Хренниковым просим считать запросом в Министерство культуры РФ относительно судьбы конкурса имени Чайковского в 2006 году.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы