«Меняющийся музей в меняющемся мире»: жюри назовет финалистов конкурса

В конкурсе участвуют государственные и негосударственные музеи России. Заявки принимались по шести номинациям: музей и туризм, музей и новые образовательные программы, партнерские проекты, новые формы музейной экспозиции, музейные исследования, социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями.

Конкурс проводится совместно с Министерством культуры и массовых коммуникация РФ, его грантовый фонд составляет 265 000 долларов США.

Всего на конкурс было прислано 504 проекта из 64 регионов. В 2004 году поступило 450 заявок из 66 регионов. Тем самым число участников увеличилось более чем на 12 %. Эти цифры убедительно указывают не только на возрастающую проектную активность российских музеев, но и на актуальность поддержки данной деятельности.

Финалисты конкурса будут названы на пресс-конференции, которая пройдет сразу по завершении заседания жюри 4 марта. Пока же любопытно проанализировать статистику участия в конкурсе, ибо она довольно точно характеризует процессы, происходящие в музейной сфере.

По числу присланных проектов лидируют три региона – Петербург (56 проектов), Москва (27 проектов) и Удмуртия (21 проект). Однако гораздо интереснее не цифры участия сами по себе, а то, как они соотносятся с количеством музеев на данной территории. Ведь именно этот показатель свидетельствует о проектной активности региона. И тут картина будет иной:

регион кол-во проектов кол-во музеев Коэфф. активности

Курганская обл. 9 9 1,00

Удмуртия 21 23 0,91

Самарская обл. 15 22 0,68

Карелия 13 19 0,68

Бурятия 10 16 0,63

Пермская обл. 18 30 0,60

Псковская обл. 13 24 0,54

Кемеровская обл. 20 38 0,53

Санкт-Петербург 56 219 0,26

Москва 27 429 0,06

Из этой таблицы хорошо видно, что совсем не Москва со своими 27 проектами из 429 музеев и даже не Санкт-Петербург (56 – 219) являются форпостами музейных инноваций, а Удмуртия, Карелия, Бурятия, Курганская и Самарская области. Вероятно, это связано с экономической ситуацией в регионе: чем благополучнее территория, тем ниже проектная и фандрайзинговая активность учреждений культуры, довольствующихся поступлениями из бюджета. Этот же механизм, видимо, работает и при сравнении Москвы и Петербурга. Последний не только подтверждает статус музейной столицы России, но сигнализирует о более «тощем» финансировании музейной сферы со стороны госструктур.

Безусловно, на проектную активность повлиял еще ряд факторов: позиция региональной администрации, а также интенсивность обучающих и проектных семинаров, которые проводились различными благотворительными организациями при поддержке местных властей (Удмуртия, Карелия, Псков).

Эти же причины лежат в основе низкой проектной активности музеев из бывшего «красного пояса»: Белгородская, Липецкая области – 0 проектов, Рязанская, Кировская – по 1 проекту от области. Единственное исключение, пожалуй, составляет Тульская область (11 проектов из 35 музеев), в которой тон задают два мощнейших федеральных музея – «Ясная Поляна» и «Куликово поле», а также активно работает Ассоциация музеев России (АМР).

Любопытная картина получается и по отдельным крупным музеям. По данным «Музеев России» (www.museum.ru), в стране существует топ-двадцатка наиболее известных музеев. Из них участие в конкурсе приняли 12 - ГТГ, Эрмитаж, Русский музей, Московский Кремль, Петергоф, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Ясная Поляна, Михайловское, Куликово Поле, Музей истории религии, Этнографический музей, Петропавловская крепость. Бесспорными лидерами показали себя Государственный Русский музей – 9 проектов и Петропавловская крепость – 10 проектов. Что опять же свидетельствует как о мобильности и креативности сотрудников, так и о поддержке инноваций со стороны руководства музея.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание – сопоставление числа проектов, присланных на конкурс в 2004 и 2005 годах. Число участников заметно увеличилось, в первую очередь, там, где в прошлом году были выиграны гранты: Пермь – 18 вместо 8, Самара – 15 против 8, Бурятия 10 против 5, Удмуртия – 21 против 10, Приморский край – 12 против 3. Эти цифры красноречиво указывают на рост доверия к конкурсу «Меняющийся музей в меняющемся мире», который второй год проводит Благотворительный Фонд В. Потанина.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить