Латиноамериканская альтернатива в Евразии: наш ответ НАТО

…главной стратегической задачей США является недопущение создания на территории бывшего Советского Союза крупного и самостоятельного стратегического образования, способного проводить независимую от США политику.
Пол Вулфовиц, 1992 год

Во вторник 27 сентября в Душанбе состоялось заседание межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества  ( ЕврАзЭС ) на уровне глав правительств стран-участниц ЕврАзЭС. Накануне встречи наблюдатели не ожидали от заседания совета особых прорывов (организация существует уже пять лет), тем неожиданней были итоги этого мероприятия.

Заявления по итогам встречи сделали представители всех стран-участниц Сообщества ( Белоруссия , Казахстан , Киргизия , Россия, Таджикистан ). Всего по итогам заседания в столице Таджикистана подписано около 30 документов, а форма и содержание заявлений свидетельствовали о том, что результатами встречи остались довольны все ее участники.

Есть надежда на то, что до конца 2006 года  все страны-участницы Сообщества унифицируют налоговые и таможенные кодексы. Если это произойдет, то уже в следующем году в рамках ЕврАзЭС начнет работать Единый таможенный союз. Следующим этапом станет создание полноценного общего рынка стран Сообщества.

Об основных достигнутых договоренностях  ПРАВДА.Ру уже сообщала. Чуть ниже об их сути будет сказано несколько подробней, а пока попробуем абстрагироваться от конкретики и попытаемся взглянуть на некоторые глобальные процессы в целом. Для этого необходимо осмотреться по сторонам и оглянуться назад.

«Может, лишь один взгляд назад мне откроет в будущее глаза»

Международное сотрудничество (вариант – соперничество) строится либо на двусторонней основе (к примеру, Москва - Варшава, Киев - Тель-Авив, Минск - Париж), либо на коалиционной (например, Организация Варшавского договора - НАТО, СЭВ  - ЕЭС и т.д.). Вторая форма взаимоотношений подразумевает и вариант, когда «одиночный» субъект вынужден иметь дело с коалицией. Так, одна маленькая прибалтийская страна дает понять Москве, что в инциденте с разбившимся военным самолетом Россия имеет дело не с маленьким государством, а с целым НАТО.

Легко ли Украине или Белоруссии противостоять дипломатическому напору Евросоюза или Кубе и Венесуэле – давлению США? Обстоятельства такого рода подталкивают соседние страны объединятся в разного рода коалиции (по определенному признаку). Внутри такого объединения действуют одни правила, снаружи – другие. Во времена холодной войны таким объединением был Советский Союз и, чуть шире, Совет экономической взаимопомощи. В то время, как внутри социалистической системы развитие происходило в соответствии со своей внутренней логикой, снаружи сложились свои правила игры, установленные наиболее сильными странами Запада. Большая часть стран Восточной Европы, Прибалтика решили согласиться на последние. На территории Содружества независимых государств – более сложная ситуация. Неопределенным остается положение Украины, несмотря на то, что ее новое руководство дает понять Западу, что решительно покончило с многовекторностью в пользу Брюсселя, хотя со стороны больше похоже, что в пользу Вашингтона.  

Перед похожей проблемой стоит сейчас и сама Россия. После распада СССР много говорилось о необходимости «интеграции в мировую экономику». Формулировка подразумевает вхождение чего-то инородного в уже сложившуюся систему. При этом войти можно либо целиком, либо частями. Также необходимо отдавать отчет в том, что система берет только то, что ей необходимо, и оставляет без внимания ей ненужное. Посмотрим на американский континент. В Венесуэле есть нефть и именно этим (и только) она интересна США. В Мексике есть дешевая и в достаточной степени квалифицированная рабочая сила – там можно наладить производство автомобилей и на этом сэкономить. Не всех в Латинской Америке такое положение вещей устраивает. Именно под таким углом следует рассматривать парадоксальную на первый взгляд недавнюю инициативу Уго Чавеса : создать закрытый рынок нефти для 16 стран Латинской Америки, на котором жидкое топливо было бы доступно участникам соответствующего соглашения по ценам, значительно ниже рыночных.

Постсоветское пространство как потенциальная латиноамериканская зона

Примечательно, что накануне встречи в столице Таджикистана, правительство России одобрило проект Соглашения о порядке организации и развития общего рынка нефти и газа государств-членов ЕврАзЭС (практически полная идентичность венесуэльскому проекту). Документ предусматривает, что общий рынок нефти и газа Сообщества будет создаваться на основе равноправия и невмешательства в дела национальных экономик.

Подобный ракурс позволяет увидеть множество параллелей вплоть до мелочей. Россия, как и Венесуэла, интересна Западу исключительно как экспортер ресурсов, прежде всего углеводородов. К проекту Чавеса, напомню, с осторожностью отнеслись Барбадос, и Тринидад, и Тобаго. Воздержавшиеся пояснили свою позицию тем, что им необходимо больше времени для изучения инициативы Каракаса с точки зрения действующих в этих странах законодательств. Такой подход в точности соответствует позиции официального Киева в отношении участия страны в ЕврАзЭС и в Едином экономическом пространстве (конституция Украины не предусматривает участия страны в организациях, имеющих наднациональные органы, что, впрочем, не мешает нынешней украинской власти декларировать курс на вступление в НАТО и ЕС).

О праве на выбор

Сегодняшняя антироссийская направленность политики многих бывших союзных республик вызвана тем, что с распадом СССР они были полностью лишены какого бы то ни было выбора. То что предлагала им Москва было либо неприемлемо, либо выглядело нежизнеспособно. Поэтому, выбирая между Вашингтоном (вариант – Брюсселем) и Москвой Киев, Кишинев и т.д. от безысходности склонялись к первому. Сейчас выгоды последовательного проамериканизма уже не столь очевидны. Россия имеет хороший шанс снова стать центром притяжения для своих соседей, предложить им интересную альтернативу. Москве эту будет сделать проще, чем Каракасу. В Латинской Америке Куба и Венесуэла – недобитые очаги нежданно возникшего сопротивления политике Вашингтона. Москва же, как бы это ни было кому-то противно, являлась не только столицей сверхдержавы на протяжении десятилетий. До этого Россия была не последней империей мира в течение страшно сказать какого периода времени. Пока, правда, Москва зачастую проигрывает Гаване и Каракасу по части политической воли. Будем надеяться, это временное недоразумение…

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *