Георгий Данелия: «Тостуемый пьет до дна»

Георгий ДанелияВ шестидесятые годы режиссер Георгий Данелия был основоположником советской новой волны, в семидесятые стал виртуозным мастером народной комедии, в восьмидесятые – постмодернист эпохи развитого социализма, в девяностые – хранитель мосфильмовской традиции, а ныне живая легенда российского кино, народный артист СССР, лауреат множества премий и победитель международных фестивалей.

Кроме того, Георгий Николаевич автор двух замечательных книг о том, как он снимал свои знаменитые фильмы. Последнюю свою книгу Данелия представил публике в то время, когда страна отмечала 75-летие своего любимого режиссера.

Маэстро согласился ответить на вопросы корреспондента «Правды.Ру» о своем литературном творчестве.

- Георгий Николаевич, на ваших зрителей и читателей неизгладимое впечатление произвела ваша первая книга «Безбилетный пассажир», которая выходила в серии «Триумф» и теперь переиздается одновременно с выходом вашей новой книги. Она называется крылатой фразой из культовой картины «Осенний марафон» - «Тостуемый пьет до дна». Если вкратце, о чем эта книга?

- Она такая же, как и предыдущая, но если вы спросите - о чем первая, я не скажу. Скажу только, что в предисловии ко второй книге мне удалось пересказать суть того, что написано на 413 страницах первой, в пяти строчках. И если когда-нибудь начну писать третью, то, может быть, пойму, что и вторую надо было бы написать так же коротко. Но пока этому я еще не научился, и поэтому вторая книга у меня получилась такая же толстая, как и первая.

- Какой период вашей творческой биографии охватывает «Тостуемый»?

- Я спросил у своего друга Александра Адабашьяна, на чем мне заканчивать вторую книгу? Он ответил – на том, как бросили пить. После этого жизнь становится другая иная и не такая интересная. Поскольку я бросил пить на картине «Кин-дза-дза», то вторую серию я на этом и окончил. Осталось еще пять, и об этом мы расскажем в другой серии, если до нее когда-нибудь дойдут руки.

- Крамольный вопрос. Что вам больше нравится, снимать фильмы или писать книги?

- Для меня это одинаково трудно. Оказалось, что, когда пишу книжку, я также все время нервничаю, все время что-то переделываю, так же по ночам просыпаюсь, что-то записываю. Удовольствие, конечно, доставляет и то и другое, но удовольствие – это уже потом, когда хвалят. И книжка это такая вещь, долгоиграющая, за нее хвалят дольше. Вот первая книжка вышла три года назад, а меня до сих пор встречают: «Вот, вот прочитал твою книжку…» А фильм покажешь в Доме кино, тебе пожмут руку, скажут понравилось или не понравилось – и все.

- Кто был вашей музой или, как ныне выражаются, той креативной силой, что сподвигла киношника взяться за перо?

- Зоя Богуславская, которая курировала прошлый проект – серию «Триумф». Ну и мне как лауреату премии неудобно было отказать. А теперь очень доволен, потому что книжки мне очень нравятся.

Справка:

Георгий Данелия родился в Тбилиси. Закончил Высшие режиссерские курсы. Вместе с режиссером Игорем Таланкиным поставил фильм «Сережа», который завоевал главный приз Международного фестиваля в Карловых Варах. Снял психологическую драму «Путь к причалу». В 1964 году вышел фильм «Я шагаю по Москве».

Наиболее любимы зрителями ленты: «Тридцать три», «Не горюй», «Совсем пропащий», «Афоня», «Осенний марафон», «Паспорт» и «Фортуна». Своим самым любимым произведением Георгий Николаевич называет фантастическую кинокомедию «Кин-дза-дза». Двадцать лет спустя режиссер приступил к работе над анимационным фильмом по мотивам картины с тем же названием.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить