Потребительская корзина осталась мусорным ведром?

Министерство здравоохранения и социального развития РФ пересмотрело закон о минимальной потребительской корзине . Ее состав останется неизменным, лишь будет изменено количество некоторых продуктов (какие-то нормы будут повышены, какие-то — понижены). Список услуг и непродовольственных товаров останется неизменным. Впрочем, пока информация из министерства создала больше вопросов, чем ответов.

Как отмечается в пресс-релизе министерства, необходимость подготовки данного законопроекта обусловлена тем, что истек срок действия аналогичного федерального закона, принятого в ноябре 1999 года.

"При подготовке проекта Закона Министерство исходило из того, что новый набор товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, должен обеспечивать минимальное удовлетворение потребностей в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах", — отмечается в пресс-релизе.

Понятие "социальная потребительская корзина" введено Госкомстатом РФ с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В ее состав входит более 30 различных продовольственных товаров. В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. — уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) официально оформлено понятие "потребительской корзины", в которую вошло 407 наименований товаров и услуг. Для сравнения: потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума.

Существующая с 1999 года потребительская корзина выглядела издевкой над населением. Заложенного в ней продуктового минимума абсолютно недостаточно для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе для воспроизводства рабочей силы. Говоря проще, через месяц от такого пайка начинается деградация личности , что показали исследования ученых Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (эти данные были накануне опубликованы в "Торговой газете").

"Корзина-99" не выдерживает никакой критики по сравнению не то, что с западными странами, но и с минимальным набором продуктов, принятых в СССР. Так, по сравнению с советской корзиной 1991 года, сейчас норма по мясу урезана почти в два раза с 64 до 37 кг в год, потребление молока — с 312 до 217 кг, рыба — с 22 до 16. Больше всего россиян ограничили в фруктах, сократив минимальную норму с 53 до 23 кг.

Стоит ли говорить, что зарубежные нормативы отличаются в разы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что в развитых странах еда в стоимостном отношении занимает меньше половины всей корзины. Например, в США (как и во многих других странах) на первой строке обязательных расходов — плата за жилье и коммунальные услуги, которая составляет 42% от стоимости всей корзины. На еду тем временем полагается лишь 18%. Россиянам же, при скудном пайке, приходится довольствоваться еще меньшим набором товаров, услуг и развлечений.

Неоднократно высказывалось мнение, что ущербность потребительской корзины была заложена специально. Таким образом государство хотело хотя бы на бумаге бороться с бедностью. Черта бедности определяется из прожиточного минимума, который, в свою очередь, зависит от состава потребительской корзины. Рост доходов населения заведомо упреждал удорожание корзины, что позволяло автоматически заносить лиц, способных позволить себе эти крошечные нормативы, из разряда бедных в более обеспеченные категории населения.

Естественно, учитывая наметившиеся положительные сдвиги в экономике России, потребительскую корзину необходимо было менять. Однако, вопреки ожиданиям, заявленные изменения носят лишь косметический характер. Как сообщается в пресс-релизе министерства, "в целях повышения качества питания, в новой потребительской корзине предлагается увеличить объем продуктов, содержащих белок животного происхождения, одновременно сократив объем продуктов, содержащих углеводы".

Нормы потребления наиболее ценных продуктов питания в среднем на одного человека в год увеличиваются: мяса и мясопродуктов — на 22%, рыбы и рыбопродуктов — на 15%, свежих фруктов — на 31%, молока и молокопродуктов — на 10%. Хлебных продуктов (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа, бобовые) в проекте потребительской корзины на 11% меньше, картофеля — на 12% меньше. Эти немногие сокращения не должны пугать. Так получилось, что именно нормы хлеба и картофеля оказались повышены с советских времен.

В проекте потребительской корзины минимальный набор непродовольственных товаров в натуральных единицах измерения не изменяется. "Это вызвано тем, что минимальный перечень видов одежды и обуви, постельного белья, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметов первой необходимости и санитарии, которые потребляет население, включенный ранее в потребительскую корзину, сохраняется в прежних объемах потребления при одновременном улучшении качества указанных товаров", — отмечается в пресс-релизе. О каком качестве идет речь, в пресс-релизе не уточняется.

Также не изменяются и нормы потребления услуг в натуральных показателях, поскольку они позволяют обеспечить минимальные потребности населения. В минимальный набор услуг включены отдельной строкой услуги культуры, что сделает доступным для граждан с низкими доходами посещение театрально-зрелищных мероприятий, кинотеатров, музеев и выставок. Учитывая нынешние цены на билеты, трудно представить, на какие кинотеатры и музеи ориентировались авторы законопроекта. Ведь входной билет в сельский краеведческий музей и, скажем, Эрмитаж — это, как говорится, две большие разности.

Как сообщили "ПРАВДЕ.Ру" в пресс-службе министерства, мы были не единственными, у кого возникли вопросы к законопроекту. В связи с этим в пресс-службе не исключают проведения специального брифинга для журналистов. "ПРАВДА.Ру" будет следить за развитием темы.

Отдел экономики

Темы жилье
Обсудить