История будущего в ракурсе чужих проектов

Бурный рост экономики КНР при нехватке естественных богатств толкает Китай к источникам сырья и рынкам сбыта вне страны. Помехой на этом пути стоят США. Китай и США делят сферы влияния с 1979 года: после визита Дэн Сяопина в Вашингтон и китайского "контрудара в целях самообороны" по Вьетнаму, появилось полусекретное (в США о нем не сообщалось) китайско-американское соглашение "О стратегической координации". Значение этого соглашения можно уподобить протоколам к пакту Молотов — Риббентроп.

В 1999 году соглашение было пролонгировано Б.Клинтоном. Китай последовательно требует от США убраться из Евразии. США же считают Россию и все постсоветское пространство своей добычей.

Именно "недвижный Китай" на волне американского триумфа 1991-1993 гг. сохранил единство России, ибо расчленение России есть лишение Китая стратегического тыла. В борьбе за Россию Китай неизбежно предпримет меры пресечения экспансии США на российский Дальний Восток.

Следует ожидать, что Китай вскоре открыто заговорит об американской угрозе России и на этом фоне начнутся китайско-американские переговоры о разграничении сфер влияния на Дальнем Востоке.

После развала СССР Китай остался один на один с США и конфликтный потенциал отношений США и Китая после 1991 года рос непрерывно. Можно считать, что с 2003 года США уже втянулись в конфликт с Китаем. Пока — это финансово-экономическая война. В подходящий момент (к 2009 году) эта война экономик может усилиться мерами эмбарго и морской блокады со стороны США, а в ответ и демонстрацией силового потенциала КНР с целью деморализации всего Запада. Сдерживание и выдавливание США из Евразии ведется Китаем с угрозой обрушить доллар США как мировую меру стоимости.

Ядерная сфера как поле политических маневров России

Маневр, как аспект войны, возможен всегда, даже и тогда, когда нет сил нанести удар, а ключевые цели поражения у противника надежно прикрыты мерами маскировки и дезинформации.

2005 год — это год окончательного пересмотра итогов Второй мировой войны и начала демонтажа того мирового порядка, который был установлен державами-победителями в Ялте и Потсдаме в 1945 году (60 лет — это базовый цикл перемен исторического поля). Новый мировой порядок можно назвать глобализацией по-североамерикански.

Сущностный для целей США вопрос — это установление контроля над ядерными объектами России. Этот вопрос успешно решается под прикрытием лозунгов взаимности, безопасности и совместного противодействия международному терроризму. Де-факто же Россия окончательно теряет статус мирового центра силы, что весьма опасно для глобальной стабильности.

По закону перемен трехполюсный мировой порядок с любой связкой центров сил гармоничен и безопасен потому, что в нем выигрывает тот, кто не воюет. Таков был мир второй половины ХХ века, где активными полюсами силы были США и СССР, а демпфером поглощения между ними — КНР.

По закону борьбы противоположностей любой двухполюсный мировой порядок опасен именно потому, что в нем проигрывает тот, кто не готовится к войне, и притом в варианте нанесения первого удара. Таков порядок начала XXI века, ибо с развалом СССР и демонтажем России как центра силы, США оказываются в двухполюсном мире, а вовсе не в однополюсном как кажется.

В 2007 году Китай из невидимого центра силы перейдет в видимый и в противостоянии США открыто объявит о своих амбициях на сферы влияния.

Для возврата к стабильности треугольника Россия может предпринять политический маневр по следующим основаниям:

1. Двойной контроль над ядерными объектами России со стороны США меняет конфигурацию взаимных обязательств стран участниц Договора о нераспространении ядерного оружия. То есть согласие России на контроль над своими ядерными объектами следует увязать с дополнением к Договору в части двойного контроля и в других странах.

2. Глобализация по-североамерикански требует вступления России в ВТО. Такое вынужденное вступление предусматривает отсутствие у стран-участниц взаимных территориальных претензий. Наиболее серьезные территориальные претензии к России выдвигает Япония. Отказ Японии от территориальных претензий к России был бы достойным выходом из положения. Для этого Японии можно предложить асимметричный обмен. А именно: отказ от территориальных претензий увязать с обязательством Японии стать ядерной державой. При этом — именно от России принять ядерные боеголовки, техническую помощь по их обслуживанию и двойной контроль над ядерными силами Японии.

3. Превращение Японии в ядерную державу гармонизирует ядерную проблему КНДР: создаст треугольник Китай — Япония — Корея. Объявленный весной 2005 года ядерный статус Северной Кореи, бывшей колонии Японии, это "потеря лица" Японии, почти такая же как унижение суверенитета России от двойного контроля. С другой стороны, ядерный статус КНДР — это проблема США, теряющих контроль над обстановкой как минимум в Северо-восточной Азии и, прежде всего, над состоянием духа в Южной Корее и Японии.

4. Ядерный статус Японии вырвет её из под плотной опеки США, что позволит строить с Японией, как с полномочным субъектом мировой политики, треугольники гармонии. Например: Россия — Япония — Китай на базе проекта Туманганского (Хуньчунь — Зарубино — Ниигата) транспортного коридора, где готовая грузовая база перевозок Япония-Китай транзитом через Россию составляет 10 млн. тонн в год. Финансирование создания инфраструктуры коридора, а заодно и модернизации Японией всего портового хозяйства и российских железных дорог на Дальнем Востоке (объемом примерно $200 млрд) можно поставить условием к принятию Японией от России статуса ядерной державы.

5. Специальные условия подключения Японии к базе природных ресурсов России исключат разорительное для Японии давление США ценами на нефть и газ. А возможная ресурсная блокада Японии со стороны США может быть развернута против самих США, выставлением требований возврата "южных территорий" - бывших подмандатных Японии островов Микронезии, перешедших к США как трофей после Второй мировой войны, и получивших в 1986 г. статус "свободной ассоциации с США" в нарушение Устава ООН.

Стратегия отхода как путь к русской победе

В качестве члена ВТО, куда Россия обязалась вступить не позднее 2006 года, по условиям организации, Россия не будет иметь права "защищаться" от движения капиталов Китая и Японии, тогда как до вступления в ВТО преференциями в России де-факто обладает лишь западный капитал.

Затягивание в рамках ВТО капиталов Китая и Японии на территорию российского Дальнего Востока обеспечит финансово-экономическое выдавливание США из Евразии. А это закрепит за Сибирью и Дальним Востоком России статус стратегического тыла Китая и Японии в их противостоянии США и, следовательно, вывод России из-под прямых ударов, ведь тыл — не фронт. В противном случае Россия неизбежно превратится в "театр военных действий" между США и Китаем, что омрачит Россию потрясениями, расчленениями и нарастит хаос "нового мирового беспорядка".

Стратегия отхода — это не "стратегия легкомыслия", не роспуск рати и не бегство с фронта. Это путь к победе через политико-экономический маневр асимметричный губительному упорству лобового противодействия заведомо превосходящему противнику. Это повтор победного маневра Кутузова сегодня.

Такой маневр сторонам целесообразно срочно согласовать сначала в ходе визита Ху Цзиньтао в Москву, а затем В.В. Путина в Токио, а, согласовав — исполнить к исходу 2007 года.

П.А. Гваськов, Секретарь Союза военных китаеведов

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы