Венецианское Биеннале. Кубик Кубрика и зеленое знамя Пророка

Ходячее выражение "художника каждый может обидеть" - нашло свое подтверждение на проходящей в Венеции биеннале. Как уже писала "Правда.Ру", 10 июня 2005 года в 51-й раз открылась международная Венецианская биеннале современного искусства
Из-за боязни терактов со стороны исламских радикалов, венецианцы отказались представлять инсталляцию на площади святого Марка.

Замечательная идея пришла в голову немецкого арт-художника Грегора Шнайдера ( Gregor Schneider ), который воплотил ее на проходящей в Венеции биеннале. В центре площади святого Марка возвышается 15-метровый куб из металла, покрытый черным полотнищем. Глядя на него, неотступно возникают ассоциации с "Космической одиссеей" Кубрика. Но не у всех. Кое-кто склонен рассматривать эту инсталляцию, которая называется Cube, как Каабу в Мекке. Художник считает, что площадь святого Марка идеально подходит для его детища, поскольку оно прекрасно вписывается в городской пейзаж — многие здешние здания несут на себе отпечаток мавританской архитектуры.

Кааба, чье название переводится с арабского как "куб", главная святыня ислама, к ней обращаются взоры всех мусульман при молитвах и ритуалах. Она находится во внутреннем дворе большой мечети в Мекке (Саудовская Аравия). Стены Каабы, сделанные из грубо отесанных каменных плит, покрыты черным покрывалом ( кисва ), сшитым из восьми кусков шелковой с хлопком материи черного цвета, которую ежегодно обновляют. Кроме всего прочего, куб является основной формой современного западного искусства.

Однако местные органы власти посчитали данную инсталляцию темой чересчур щекотливой. Из-за нежелания оскорбить чувства мусульман, громадную скульптуру решено было убрать с площади святого Марка. Существенную опасность для жителей и гостей Венеции, в случае если бы Куб оставался на прежнем месте, представляли радикально настроенные группы мусульманских экстремистов. Они бы уж точно не остановились даже перед совершением теракта. Организаторы 51-й биеннале позаботились о выделении другого, менее престижного места для демонстрации.

- Провокация не была моей целью, — утверждает Шнайдер, — меня интересует пространство. Каабы как бы формально близка канону минималистского искусства. Перед тем как пойти на этот шаг, художник обращался за советом к мусульманским старейшинам. Он искренне полагает, что в его случае речь идет о диалоге культур, а не о конфронтации. Теперь художник подумывает выставить свою работу в Лондоне или перед рейхстагом в Берлине.

Некоторые наблюдатели задумались, почему это произведение искусства должно ущемлять религиозные чувства именно мусульман. Легко дать другое объяснение: куб в городе святого Марка — символ продвижения ислама в Европе. На Западе послышались голоса, вещающие, что Кааба перед собором святого Марка (местонахождением патриарха Венеции) провокация против верующих христиан. Словно издеваясь над описанным Анной Ахматовой городом, где "с книгой лев на вышитой подушке, с книгой лев на мраморном столбе", — на зрителей биеннале бесстрастно уставилась бесполая геометрическая фигура. В равной степени угрожая и Востоку, и Западу.

Западные художники уже давно приучили своих сограждан к еще более крутым провокациям. Например, ревностный католик нигериец Крис Офили ( Chris Ofili ). Лауреат престижного приза Тернера 1998 года получил скандальную известность после выставки Sensation. Тогда он представил публике произведение "Черная Дева Мария" ( Black Holy Virgin ), слепив ее из слоновьих экскрементов и старательно обклеенную фрагментами из порножурналов. Через год итальянец Маурицио Каттелан ( Maurizio Cattelan ), известный картинами повешенных мальчиков, создал скульптуру, изображающую папу римского, придавленного к земле метеоритом. 45-летний деятель искусства выставлял собственноручно выкопанную могилу, подвешивал к потолку осла, грабил соседнюю галерею и демонстрировал награбленное на выставке, назвав свои трофеи fucking ready-made ("Готово — вашу мать!"). Или скажем, на нынешней 51-й биеннале публика увидила валики, усыпанные тряпичными внутренними органами, а по залу катится игрушечная тележка-катафалк с возлежащим на ней трупом Пиноккио.

До сих пор на Западе господствовало убеждение, что свобода, в том числе и свобода выражать себя в творениях провокативного искусства, является неотъемлемой частью либерального общества. Однако именно католическая церковь в своей слепой самоуверенности порушила эту идиллию. Другие конфессии, похоже, еще сохранили ощущение того, что не все является искусством, что таковым называется. Решение организаторов крупнейших фестивалей отступить перед нажимом исламистов лишь способствует продолжению давнего спора.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить