Оплатить проблемы страховщиков за наш счет предлагает депутат-«единоросс»

осаго Совсем скоро в Госдуме может быть рассмотрен закон об очередном повышении стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности ( ОСАГО ). Автомобилисты могут сказать "спасибо" прокремлёвской партии "Единая Россия", а в особенности автору законопроекта, члену одноимённой фракции российского парламента Валерию Гребенникову. По его словам, рассмотреть и принять в первом чтении законопроект Дума может уже в июне.

ПРАВДА.ру уже неоднократно писала об ОСАГО. Сегодня мы расскажем о "замечательной" инициативе единоросса.

Две основные идеи нового законопроекта: существенное повышение тарифов, а также передача органам законодательной власти права их изменения.

Г-н Гребенников предлагает увеличить стоимость полиса автогражданки путём увеличения базовой ставки "в среднем на 20%", которая и определяет реальную стоимость полиса для всех участников дорожного движения. Напомним, что в настоящее время базовая ставка составляет 1980 руб для частных легковых автомобилей и 2375 руб для машин юридических лиц. Но, видимо, такие тарифы кажутся депутатам "Единой России слишком несерьёзными.

Согласно тексту законопроекта, внесённого господином Гребенниковым, частников предлагается страховать по ставке 2580 рублей (выше на 30%), юридическим же лицам за страховку придётся платить 2890 рублей (выше на 22%).

Отдельный сюрприз депутаты от "Единой России" приготовили для такси (в том числе столь популярных в народе маршруток), которые сейчас страхуются по ставке 2965 рублей за полис. Стоимость страховки для них предлагается увеличить в два раза — до 5930 рублей. Примерно в два раза предлагается увеличить и стоимость страховки автобусов, троллейбусов и трамваев. Не трудно догадаться по кому в первую очередь ударит такое повышение...

Свой, на первый взгляд, не совсем адекватный шаг депутат объясняет инфляцией, составившей 18 процентов с момента введения действующих тарифов по ОСАГО и, как следствие, повышением цен на ремонт. По словам Гребенникова, рост цен на ремонт автомобилей составил 20-25 процент за этот же период времени.

Особенно трогательным выглядит беспокойство депутата за возможное разорение мелких страховых компаний. Приводим его слова полностью:

"Структура существующего страхового тарифа оказалась не адекватной реальным условиям проведения страховой деятельности по ОСАГО. Реальные расходы на ведение дел у большинства средних и мелких компаний превышают базовый размер РВД, который использовался при определении существующего страхового тарифа по ОСАГО. По результатам первого квартала этого года убыточность страховых компаний катастрофически растет и у некоторых приближается к 90%".

По мнению Гребенникова это может привести к тому, что мелким страховщикам "просто нечем будет платить автомобилистам", а, значит, неизбежно их разорение.

Чтобы не путать читателя, объясним, что на самом деле означает понятие "убыточность", которым так лихо оперирует наш герой. Это всего лишь разница между сборами и выплатами страховой компании, помноженная на 100 процентов. Иначе говоря, если убыточность страховой компании составляет 50%, значит, на выплаты по страховым случаям она пустила половину прибыли.

Почему автомобилисты из своего кармана должны оплачивать рентабельность мелких страховых компаний и почему вообще мелкие страховые компании должны заниматься страхованием по ОСАГО депутат от фракции "Единая Россия" не уточнил. Так же осталось за кадром и причины такой заботы г-на Гребенникова к страховым компаниям.

Мы ни в коей мере не ставим под вопрос "честность" и "неподкупность" депутата, а также его "независимость" от Российского союза автостраховщиков, от "мелких страховых компаний". Так что нам остаётся лишь предположить, что среди избирателей Гребенникова слишком много представителей страховых компаний и слишком мало "простых" автомобилистов.

Помогавший Гребенникову председатель рейтингового агентства "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков заявил буквально следующее:

"Страховым компаниям становится труднее необоснованно отказывать в выплатах — появляется судебная практика по страховым случаям ОСАГО".

Ах, вот оно что! Страховым компаниям становится всё труднее нас "кидать", поэтому мы должны платить больше. Ну что же, видимо таковы новые правила рынка.... Остаётся прибавить, что и "неподкупность" эксперта Гришанкова мы ни в коем случае не ставим под сомнение, а также его способность держать язык за зубами и не говорить об истинной своей цели — основное качество лоббиста.

Мы не знаем, какие статистические данные использовали г-н Гребенников и его помощник, о них они предпочли не говорить, равно как и об их источнике. Попытаемся просуммировать статистику за весь период действия тарифов по ОСАГО:

Члены РСА продали автомобилистам полисов на 86,48 млрд. руб., а выплатили 25,69 млрд. руб. Убыточность страховщиков по первому кварталу 2005 года составила 48,4%, а за весь срок закона — чуть меньше 30% (по данным "Агентства страховых новостей").

Впрочем, на рынке автостраховщиков и в самом деле есть аутсайдеры. Видимо, те самые, которых Гребенников стремится спасти от банкротства за наш счёт. Как заявил глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, 8 страховых компаний из 156 работающих с автогражданкой находятся на грани банкротства. Видимо, их и пытается спасти Гребенников за счёт наших с вами денег:

"Может так получиться, что на рынке останутся только крупные компании", — волнуется слуга народа.

Иными словами, депутат предлагает автовладельцам оплачивать неэффективно работающих автостраховщиков из своего кармана. Помнится, в советское время существовала такая замечательная категория как "планово-убыточные предприятия". История повторяется?

Интересовался ли Гребенников мнением самих участников рынка? По поводу несметного множества мелких компаний, пришедших на рынок ОСАГО, у экспертов сложилось вполне определенное мнение. Как рассказал "ПРАВДЕ.Ру" источник в одной из крупнейших российских страховых компаний, многие страховщики позарились на ОСАГО, как на источник мгновенной прибыли, стараясь не вспоминать неумолимую международную статистику убыточности этого вида страховой деятельности. Для того, чтобы компенсировать убытки по "автогражданке", нормальные компании балансируют свой портфель по ОСАГО другими, более прибыльными услугами. А за рубежом крупные страховые компании зарабатывают преимущественно на инвестиционной деятельности, вкладывая средства своих клиентов в надежные и доходные активы. "Большинство мелких компаний ничем, кроме ОСАГО не занимаются, при этом тратят огромные средства на рекламу", — говорит наш источник, добавляя, что в ближайшее время на рынке ждут массового банкротства несостоятельных страховщиков.

Добавим, что ОСАГО может и должно служить средством привлечения клиента в компанию. И уже после этого, компания может покрыть возможные убытки по ОСАГО, заработав на этом же клиенте, предлагая ему другие качественные страховые услуги.

Впрочем, даже с учетом принадлежности депутата Гребенникова к всемогущей фракции, его поправки имеют лишь призрачный шанс на успех — в настоящее время в Госдуме лежит пять вариантов поправок к закону об ОСАГО, в том числе два от депутатов "Единой России".

Игорь Парфиненко

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить