Пролетая над дворцом сирийского президента

"Израильские самолеты больше не смогут летать над резиденцией сирийского президента", — заявил президент России накануне визита в Израиль в интервью 1-ому израильскому телеканалу. Таков, по мнению Путина, эффект от сделки по поставке в Сирию ПЗРК "Игла".

Вопрос о продаже зенитно-ракетных комплексов Сирии — один из самых острых во взаимоотношениях России и Израиля. Премьер-министр Ариэль Шарон не согласен с тем, что данная сделка не представляет никакой угрозы для Израиля, на чем настаивает Россия. "Нас очень волнует то, что эти ракеты могут попасть в руки наших непосредственных врагов", — цитирует Шарона РИА "Новости". Премьер имеет в виду, прежде всего, экстремистскую группировку "Хезболла", которая базируется в Ливане и другие террористические группы.

Так что одна тема для переговоров между Путиным и Шароном во время первого, исторического визита российского лидера на землю обетованную уже есть. Причем, как заметила Jerusalem Post, тема эта будет преследовать Путина в течение всего визита на Ближний Восток. В Израиле активно комментируют слова Путина о том, что теперь дворец сирийского президента надежно защищен. "Радоваться" за Башара Асада израильтянам некогда — они беспокоятся за себя.

Хотя именно Израиль заставил Асада беспокоиться за сирийское воздушное пространство. Два года назад, находясь в своей летней резиденции в Латакии в северной Сирии, Асад услышал, как над его головой гудят израильские самолеты. Совершив "предупредительный" облет, израильтяне нажили себе головную боль — по поводу сделки между Россией и Сирией о поставке ПЗРК.

Меньше всего то ли шутка, то ли намек российского президента испугали израильских военных. Бывший высокопоставленный чин израильских ВВС Гидеон Шефер сказал в интервью Радио Израиля: "Израильские военно-воздушные силы смогут летать над дворцом президента Асада если захотят, когда захотят. Это факт, это не вопрос. Ракеты не смогут защитить президента, если ВВС захотят навестить его". Судя по всему, израильские военные поняли предупреждение Путина о том, что летать над сирийской территорией "на низкой высоте" теперь опасно. Будут набирать высоту.

Израильские политики в возможностях своих ВВС не сомневаются. "Нас беспокоит, что оружие может попасть в руки террористических групп", — заявил Шарон Jerusalem Post. Израиль и США несколько месяцев безуспешно лоббировали провал сделки с сирийцами. Россия заявила, что в Сирию будут поставлены не переносные комплексы, а стационарные. Но это израильтян не сильно успокаивает. "Мы не принимаем это объяснение, — сказал Шарон израильскому радио. — Мы рассматриваем это как угрозу Израилю".

Шарон понимает, что Россия идет на сделку с Сирией не только по экономическим соображениям, а еще и для того, чтобы показать: никакая страна не сможет диктовать Москве, как вести дела. "Все знают, что в России живет 147 миллионов. Это не страна. Это — континент. Он имеет огромные природные ресурсы, выдающуюся культуру", — сказал премьер-министр в интервью. По его словам, на западе неадекватно оценивают важность национальной гордости для россиян. "Я понимаю это лучше", — сказал Шарон, знакомый с русским языком.

Министр иностранных дел Израиля Силван Шалом высказался более резко о военной сделке между Россией и Сирией, эффект от которой "невозможно будет замести под коврик". Он назвал поставку оружия "неприемлемой для нас", о чем и "был поставлен в известность Кремль". По словам министра, кроме сирийской поддержки "Хамаса", "Исламского джихада" и "Хезболлы", большинство терактов в Ираке направляются баасистскими лидерами, которые нашли убежище в Сирии.

Израильские СМИ мимо дипломатического мини-скандала, вызванного репликой Путина об израильских самолетах над резиденцией Асада, естественно, не прошли. Израильский левый обозреватель Йосси Мельман назвал слова российского президента "колючкой", брошенной в лицо принимающей стороне. Он, однако, предположил, что одной из причин этой военной сделки стало "высокомерие Израиля": ливанское и сирийское небо "широко открыто" для полетов израильских ВВС.

"Но даже небольшая страна с плохим вооружением имеет свои национальные символы и гордость, — подчеркивает Мельман. — Если бы Израиль не принял решение летать над резиденцией Башара Асада, сделка о поставке ракет могла никогда не материализоваться. После облетов, Асад поспешил к своим российским патронам с просьбой о защите".

Обе стороны, по мнению израильского обозревателя, играют по правилам, которые известны заранее. Россия решила продать ракеты, потому что их попросил Асад. Это выгодно российской оборонке, это может усилить позицию России на Ближнем Востоке. Израиль же возражает против любой военной сделки в регионе, даже если она не представляет непосредственной угрозы израильскому военному превосходству.

Путин приезжает в Израиль впервые в качестве президента. Но он уже дважды был в этой стране в другом качестве, напоминает Jerusalem Post. Российский президент прибудет в Израиль из Каира. В четверг он встретится с израильским руководством, в пятницу — с палестинским.

На переговорах в Израиле в центре внимания, кроме дворца сирийского президента, будет Иран. Израильтяне также хотят поднять вопрос о росте антисемитских настроений в России. Однако, как подчеркивает Jerusalem Post, лично к Путину по этойпроблеме вопросов нет. Однако на переговорах с Шароном будет обсуждаться, как можно усилить борьбу с антисемитизмом.

В Израиле называют предстоящий визит Путина попыткой Москвы усилить свою роль в международных делах. А "лучшего" места, чтобы продемонстрировать эту роль, чем на Ближнем Востоке, сейчас нет. Сделка с Сирией эту "демонстрацию" не затмит, скорее наоборот. Что касается израильтян, то они будут рады приезду российского президента. Но "осадок" у них все равно останется.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить