“Гибель империи”: телепесня о царских чекистах

Служба их опасна и трудна и, на первый взгляд, совершенно не видна. Герои сериала "Гибель империи", снятого Владимиром Хотиненко, российские контрразведчики
Первая мировая война. Бывший сыщик, а ныне университетский профессор Александр Нестеровский, мобилизованный в разведку в связи с войной ( Сергей Маковецкий ), и контрразведчик Сергей Костин ( Александр Балуев ), потерявший руку в японском плену, эдакая вариация на темы акунинского Фандорина.

Вообще, параллели с акунинскими романами, а теперь уже и кино неизбежны. Как бы ни сопротивлялся автор сценария, исторический романист Леонид Юзефович , как бы гневно ни открещивался от звания "акунинской тени", ни утверждал, что он — раньше, много раньше... Публика неизбежно права: и в том, что воспринимает его героев как теней, и в том, что успех романов Юзефовича о начальнике сыскной полиции Путилине более скромен, чем слава Фандорина.

Тексты Юзефовича, как и нынешняя картина Хотиненко, перегружены деталями — в ущерб действию. Там складывалось ощущение, что на книжные страницы грузились знания, накопившиеся за десятилетия, лежавшие мертвым грузом, а теперь впихиваемые оторопевшему читателю. Без сомнения, на фоне нынешнего уже Акунина, часто слишком откровенно жертвующего историей во имя сюжета, Юзефович с прежними своими романами чуть ли уже и не выигрывает...

Так же, как лишенный кинематографического размаха, но привычно глубоко въезжающий в тему Хотиненко громоздит в маленький телеэкранчик массу всякой всячины: автогонки, немое кино, технику и вооружение, моды... А поскольку склеивается вся эта пестрота хлипкими и плоскими сюжетами, то картинку можно смотреть — через одну, а можно перевести в слайды или использоваться в качестве обоев для рабочего стола.

Складывается впечатление, что за счет этого полотна, сложенного из маленьких ковриков, каждый получает свое удовольствие. Режиссер и оператор выкладывают открытки "по поводу" Первой мировой войны, автор сценария обкладывает инвентарем сюжетную простоту, большие актеры с душой играют обрывочные, плоские эпизодики. То Гармаш глаза выкатывает, то Хабенский иронизирует, то Никоненко топорщит усы, что твой Буденный, изображая генерала Ренненкампфа полным придурком. А еще ведь есть две дамочки — одна квохтающая жена Нестеровского ( Чулпан Хаматова ), другая — возлюбленная Костина Елена Сабурова, страстная питерская бледность, воплощенное самопожертвование ( Мария Миронова ). Карикатур тут полон сериал. Глупейшими и пустейшими, легкомысленными и плоскими выглядят родные российские военные и штатские, а также вражеские "коварники", шпионы-дипломаты. Хорошие и патриотичные — это только те, кто нашим разведчикам способствует...

Чего же каналу надобно? Зачем все это кино? А посмотрите, какое лицо у этой самой гибнущей империи. Собственно, чего смотреть? Читаем кратенькую аннотацию на сайте Первого канала: "В основе фильма — история появления и становления российской контрразведки, действующей в тяжелый исторический период, когда империю сотрясали Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская Социалистическая революция". А вы думали — про что? При чем здесь история с Россией? Кто и зачем заказ оплачивает? В рамках намеченной компании по отмыванию до бела и укреплению репутации известного ведомства, создания легенды о прямой исторической преемственности от царской контрразведки как опоры государственности и единственной надежде России к современным спецслужбам, бодро преодолевшим "некоторые издержки" времен культа личности и теперь уже совершенно очистившимся от коммунистического наследства, вот в рамках этой легенды и выпускается новое полотно (См. также идущий параллельно на канале REN-ТВ сериал "КГБ в смокинге" , в приключенческой форме "отмывающий" непростое советское прошлое органов).

И еще два слова — о пропагандистском контексте. Видите ли, не только правоохранительная роль, но и политический вес "компетентных органов" естественным образом возрастают в ситуации террористической угрозы или предчувствий такой угрозы, или еще каких-нибудь мрачных предчувствий. Потому руководство этих органов да и сами органы заинтересованы в постоянном взбадривании. А если еще и внешние поводы какие появляются, так совсем замечательно. Какие же у нас внешние поводы? Ну, например, всякие желто-голубые революции вокруг. Тут даже вечно молчаливые президентские администраторы вскидываются и начинают произносить речи об угрозе распада России. В этом контексте и название сериала "Гибель империи" - с точки зрения воздействия на массовое сознание — выглядит очень завлекательно. Напомню также, что демонстрация сериала идет в год победный. А о Победе теперь все чаще говорят не как о народном подвиге, а о свершении советской империи во главе с вождем. Пропагандистам-заказчикам же кажется, что надо бы легенду еще приподнять — на фоне других красиво ужасных картиночек о бесславной Первой мировой.

К сожалению, даже самый талантливый режиссер, романист или актер не в состоянии решить такой топорно поставленной задачи. Помнится, русско-советский писатель Алексей Толстой , хорошо поработавший на ниве конъюнктуры, создал масштабный роман "Хождение по мукам", приведя своих героев к необходимому для перековке в советских людей градусу. Ну и где теперь этот роман? Для экранизации, правда, он больше не годится. Там про спасение России контрразведчиками еще ничего не было.

Алексей Токарев

Фото с сайта Первого канала

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить