Топливный бунт не за горами: бензин подорожает на 15-25%

Бензоколонка Кошмар возвращается — цены на бензин могут снова поползти вверх. О неизбежности и логичности этого сегодня с важным видом сообщали эксперты со страниц деловых изданий.

И нехотя экспертам приходится верить: цены на нефть в России, несколько месяцев остававшиеся стабильными вопреки мировым тенденциям, теперь поползли вверх. Закупочная цена нефти на апрель повысилась почти на четверть, и эксперты прогнозируют, что вслед за этим подорожает и бензин. В московском регионе за минувшую неделю дизтопливо подорожало в среднем на 1,5% (до 13,60 руб./л), бензин А-92 — на 1,3% (до 14,46 руб./л), А-95 — на 1,1% (до 15,47 руб./л).

Нынешнее подорожание топлива, считают эксперты, связано с ростом нефтяных цен на внутрироссийском рынке. Нефтяники не хотят продавать переработчикам нефть по тем же ценам, что зимой.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко удорожание сырья на внутреннем рынке связывает с ростом мировых цен, к которым привязана ставка налога на добычу полезных ископаемых ( НДПИ ). "Наши цены много ниже экспортных, а налог берется одинаковый — что с вывозимой нефти, что с используемой в стране, — цитируют его слова "Ведомости". — Вот нефтяники и подтягивают цены, чтобы компенсировать потери". По его мнению, исправить положение могла бы дифференциация НДПИ в зависимости от того, идет нефть на экспорт или на внутренний рынок.

А вице-президент "Ренессанс Капитала" Рональд Смит отмечает, что "сейчас на редкость хорошие условия для экспорта, и перевозки по воде осуществляются в полном объеме". "Соответственно, предложение на внутреннем рынке снижается, а цены ползут вверх", — приводит слова Смита газета "Ведомости". "Открытие в апреле речной навигации создаст дополнительные возможности для экспорта нефти и нефтепродуктов и станет еще одним фактором роста цен", — соглашается Мария Чернова из ИГ "Петромаркет".

Чернова также объясняет рост внутренних цен ростом экспорта. "Очень высокая эффективность поставок на внешний рынок стимулирует вывоз сырья и сокращает его предложение на внутреннем рынке", — говорит она. По ее мнению, даже повышение с 1 апреля таможенных пошлин на экспорт нефти с $83 до $102,6 за тонну не изменит картины.

Экспертами говорится много умных и отчасти, видимо, правильных слов — об общемировой тенденции роста цен на нефть, о налогах, о сезонном подорожании, но почему-то никто не берется объяснить: почему в России, которая является одним из мировых лидеров по объемам нефтедобычи, граждане вынуждены платить за бензин столько же, сколько платят американцы или европейцы?

Федеральная антимонопольная служба, а также высшие чиновники периодически делают заявления о том, что в росте цен на бензин повинны нефтяные монополисты, которые вступают в преступный сговор и диктуют рынку свои цены. И извлекают потом сверхприбыли. Правда, отчасти в этом заинтересовано и государство, которые собирает потом эпизодически "сверхналоги", но это уже отдельный разговор. Все равно ситуация стоит на месте, несмотря на самые жесткие требования властей к нефтяникам.

Тем более, что доказательств крупномасштабного сговора найти не удалось, и не известно удастся ли. Пока представители ФАС лишь утверждают, что нынешняя цена на бензин отличается от здравого смысла примерно на 20%. В большую сторону.

Между тем вопрос ценообразования на нефтепродукты вышел из рамок рыночного, став социально-политической проблемой.

Российское общество успело натренироваться отстаивать свои права на митингах против монетизации льгот. Отметим, что тогда же были сделаны первые робкие шаги по массовым протестам против монопольно высоких цен на бензин. Ряд транспортных организаций устроил марш грузовиков по МКАДу и некоторым магистралям столицы с требованием существенно снизить цены на бензин и ввести над ними государственный контроль. Не менее массовые выступления прошли в регионах.

Правда, все эти акции прошли незамеченными. К сожалению, россияне еще не научились уличной политике, в отличие от своих зарубежных собратьев по несчастью. Речь не о "бархатно-оранжевых" революционерах, а об обычных автовладельцах стран Западной Европы и США.

Показателен пример Евросоюза. В 2000 году резкий скачок цен на топливо вынудил автовладельцев Великобритании, Бельгии, Германии, Испании, Ирландии, Дании, Польше и Греции начать бессрочную забастовку и заблокировать нефтеперерабатывающие предприятия. В Великобритании акция протеста была прекращена лишь потому, что территория страны осталась без бензина, продуктов питания и товаров народного потребления. На восстановление поставок топлива в прежних объемах потребуется около двух недель. Это стало неслабым поводом для властей ЕС задуматься над своим поведением.

Не покажут ли россияне олигархам, что они еще не совсем оскотинились и готовы защищать свои права? Боюсь, прогноз отрицательный.

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить