Новейшие похождения гладиатора. «Бой с тенью» как добровольная бессмыслица

После успешного, долго и бурно обсужденного телесериала "Бригада" мгновенно прославившийся Алексей Сидоров снял еще одну картину про бандитов и наркоманов, спортсменов и ментов
Бандиты и наркодельцы в ней плохие, менты тоже поначалу не подарок, спортсмен же — сам по себе. Сюжет несется в позавчерашних, начально-тарантиновских традициях — круто разворачиваясь, роняя капельки иронии в лужицы крови. Успешно дезинформируя несмотревшую публику анонсируемым сюжетом, имеющим прямое отношение только к первым двадцати-тридцати минутам картины, режиссер и сценарист помимо своей воли вписались в текущий репертуарный контекст вместе с оскароносной "Малышкой за миллион долларов" .

Напомним, что американская картина рассказывает про средних лет боксершу, выбирающуюся из нищеты, но получающую страшную травму в ключевом сражении. Она почти никакого отношения не имеет к "Бою с тенью". Но фон, ею создаваемый, — для создателей российской картины не лучший.

На всех американских есть особый отпечаток. Им бы не просто обогатиться лично, им бы стать человеком, поднять семью, защитить своих. Дом, семья, матери, дочери, несложившиеся судьбы — все это в картине Клинта Иствуда в конечном счете оказывается более важным, чем бесконечные тренировки и бои. Этот моральный императив, уверенно поставленный и сыгранный, высоко оценен Американской киноакадемией. Трагедия героини фильма Иствуда в том, что ее предает семья. Но все же традиционную надежду никто у зрителя не отнимает. Есть тренер, есть круг людей чести, профессионалов, есть муки совести и нравственные стереотипы, которые вбиваются в сознание аудитории по-американски прочно.

Если попытаться найти для "Боя с тенью" место в советской традиции спортивного кино, то окажется что и этой конкуренции фильм не выдерживает. Какая уж там "Первая перчатка"... Понятно, что даже и не в кино, а в жизни, в общественном сознании, пускай и напичканном пропагандистскими штампами, звезды спорта, космонавты, выдающиеся ученые или музыканты всегда складывались в ряд верных сынов и дочерей нашей Родины. Современные поиски национальных идей и лозунгов неизменно упираются в этот советский пьедестал, над которым реет красный флаг, над которым плывет мелодия гимна. Новые, сегодняшние победы наших фигуристов или теннисистов туда же следуют, прямым курсом.

Теперь объясните мне, за кого же выступает герой фильма "Бой с тенью". Что же это за бой с американским боксером, перед которым тренеры-владельцы согласуют позиции? Американец предлагает продать первый бой, чтобы купить второй и разыграть третий. Русский бандит считает, что можно рискнуть кишками и выиграть первый. Противный американец к тому же расхаживает по нашенской Третьяковской галерее в купленной на Арбате генеральской шинели да еще со смехом показывает на символ — погасшую свечку на полотне "Казнь Степана Разина". Понятное дело, империалист приехал.

Но хозяин-то нашего героя — не просто бандит, а отечественный наркобарон, хотя в прошлом боксер. Когда-то его обломали, засунули в зону, теперь он мстит, выращивая нового всеобщего победителя. Кому мстит? Судьбе, наверное. Что происходит с питомцем? Питомец слепнет во время гладиаторского боя. Что делает хозяин, вложивший капитал в бойца? Бросает его посередь дороги. Зачем? Непонятно. В финале хозяин объявляет, что бросил потому, что его самого никто никогда не жалел. Глуповато и инфантильно как-то звучит для крутого бандитского лидера.

Что дальше происходит? Дальше девушка гладиатора, то есть медсестра — бывшая наркоманка, ее несовершеннолетний братец и сам слепой боксер добывают деньги для глазной операции. Для этого наш гладиатор грабит банк, крушит охранников, скрывается на фуре из Москвы, обманывает всех бандитов и всех ментов, спасает попадающих в западню близких, отсиживает в лагере... И все для чего? Для того чтобы снова встретиться с американским коллегой, который его в первый раз недоубил.

Естественно, за героем бегает антинаркотическая милиция в лицепижонистого полковника, а также отставной грушник, нанятый бывшим хозяином гладиатора. Чего надо бывшему хозяину? А чей банк ограбил слепой боксер? Оказывается, гладиатор там раньше охранником работал и всю систему просек. Чего надо антинаркотическому ведомству? Думаете, раскрыть тайну наркомафии или ограбления банка? Ничего подобного. Полковника интересует, как же главному бандиту не стыдно предавать своего воспитанника.

В какой-то момент кажется, что режиссера и самого начинает забавлять эта киношная нескладеха. Подруга гладиатора читает Блока, по широкой реке плывет белый пароход, трепещут березки на ветру, да и сам гладиатор складывает первые вирши о том, как он упал на ринг, потом увидел девушку и совершенно расхотел драться. Но это так, проходная лирика. Потом дружок позвонил, потом закрутились и дальше помчались.

Правда сериала "Бригада", так поразившего публику и так напугавшего начальство (кстати, то самое начальство, которое теперь продюсировало "Бой с тенью" на втором, сугубо государственном телеканале), сводилась к угрожающему торжеству бандитской, клановой этики. Начальству, конечно же, мало было просто трагической патетики "Бригады". Ему всегда надо, чтобы не просто шестнадцать раз катком по лицу главного бандита проехали, но и чтобы потом вышел главный мент, плюнул на труп и торжественно произнес: "Поделом тебе, гадина". Но никакой положительный образ не складывается, несмотря на сверхнапряжение художественных сил, впрягание все того же Безрукова , бывшего Саши Белого в процесс создания образа нового деревенского участкового, супер-анискина.

Никак притопить нечаянную "бригадную" победу не получается. Вот уж и в "Бое с тенью" натужно шутят про того же Белого, запуская его в эпизод, как бы передающего приветы хозяину гладиатора. Нет, не идет... И из шуткующих наркополицейских правильные менты никак не вырисовываются. Как бы заказчики — официальные представители родины ни старались. Ерунда выходит. Потому как режиссер слишком талантлив, чтобы гнать беспредельную "липу". У него главный наркополицейский сует в лицо подозреваемому разрядник, а его подручные в масках крушат все и вся покруче любых бандитов. В американских схемах на смену таким копам неизбежно в конце концов приходят другие, гуманные и великодушные. В нашем же случае — только ироничные, чуть снисходительные... И все.

Спасая ситуацию, Сидоров пытается вытянуть линию семьи этой самой девушки гладиатора. Мама девушки в театре играет, в "Ричарде III" репетирует. Это она договаривается о фуре, на которой спасают героев из Москвы, это отец девушки укрывает ее с братом от погони. Это во время представления "Ричарда III" под открытым небом происходит развязка фильма. Вроде как здесь всплывает смутный мотив семьи как спасающей и прощающей родины. Но очень стыдливо как-то всплывает, чтобы утонуть в финале, в тени грядущих гладиаторских боев. Сражаясь с невесть кем заданными схемами, авторы фильма заводят его в тупик. Главный бандит, которого замечательный Андрей Панин тщетно пытается из мелодраматического жулика превратить в трагическую фигуру, отправляется в лагерь, роняя достоевские фразы про "возвращаемый шанс".

Любимая девушка, встречающая героя-гладиатора у ворот зона, советует ему поступать в институт физкультуры, а американский чемпион зовет на ринг...Вот и вся ерунда. Визг тормозов, мочилово, цитаты из классики, жанровые картинки, фоновые песенки. Обрывки историй, эскизы к жизни, о которой, провинциальной и чистой, так мило рассказывал в сопровождающих прокат интервью режиссер Алексей Сидоров. Хотелось бы чего-то одного из имеющегося набора заявок: исполнения милицейского заказа, следования американской иронической, постмодернистской, американской же классической, морально-нравственной схеме или родного, мрачного беспредела. Получившееся же эклектическое несварение вряд ли кого может порадовать. К тому же наша ментальность не позволяет мириться с подвигами гладиаторов, выступающих вовсе без флагов.

Алексей Токарев

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить