Ирина Архипова о баритонах и Баскове

Пятьдесят лет назад началась одна из самых уникальных, самых триумфальных творческих биографий — на небосклон взошла звезда "царицы оперной сцены" Ирины Константиновны Архиповой. Ее имя встало в ряд величайших имен оперных исполнителей второй половины XX века

С 1955 по 2005 — годы исполнительской карьеры Архиповой вошли в золотой фонд России. В этот период уложились выступления на лучших сценах России и мира, во всех ведущих меццо-сопрановых партиях . Но в репертуаре Ирины Константиновны не только оперные партии, есть в нем и классические романсы, песенные циклы.

Вместе с тем, Ирина Архипова уже более сорока лет активно занимается развитием российской вокальной школы, вкладывая свои умения и знания в молодых отечественных певцов. Не будет чрезмерным высказывание, что благодаря этому направлению деятельности Ирины Константиновны, слава и престиж отечественной оперной школы не только не упали, но и поднялись на несколько уровней выше.

Помимо всего прочего, Архипова возглавляет Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки , который стал одной из самых справедливых систем выявления молодых талантов. Лауреатами конкурса в разные годы становились практически все певцы из России и стран СНГ, ныне занимающие ведущее положение на мировых оперных сценах . Среди них — Владимир Атлантов и Ирина Богачева, Ольга Бородина и Галина Горчакова, Евгений Нестеренко, Елена Образцова и Леонид Сметанников, Сергей Лейферкус и Дмитрий Хворостовский и многие другие.

Международный Союз Музыкальных Деятелей, управляемый Ириной Константиновной, организует невероятное количество конкурсов и фестивалей, представляющих молодых и перспективных исполнителей в различных жанрах классической музыки.

2005 год будет проходить под знаком двойного юбилея Ирины Константиновны Архиповой. Этим знаменательным датам будет посвящен целый ряд мероприятий.

В Оружейной палате Московского Кремля прошел концерт-презентация юбилейного года Ирины Архиповой. Информация об основных событиях года, сопровождалась музыкальными иллюстрациями в исполнении молодых солистов российских и зарубежных оперных театров. В торжественном вечере принимали участие Андрей Григорьев, Анна Викторова, Максим Пастер, Павел Кудинов и др. Публика услышала арии из опер русских и зарубежных композиторов, русские песни, песни о войне, классические романсы.

В череде мероприятий великой певицы особняком стоит гала-концерт "В честь Архиповой" на основной сцене Большого театра. Мероприятие состоится 1 апреля - в день первого выхода на эту сцену Ирины Константиновны. Это мероприятие включено в Федеральную программу "Культура".

В течение года получит развитие цикл концертов "Русская камерная вокальная лирика — от Глинки до Свиридова", проводимый при поддержке Правительства Москвы. Цикл включает в себя четыре концерта, где молодые артисты московских оперных театров исполнят романсы Глинки, Даргомыжского, Рахманинова, Чайковского . В концертах будет отражена уникальная Антология русского романса, исполненная Ириной Константиновной.

География мероприятий, посвященных нашей великой певице, не ограничится Москвой. Ставший уже традиционным фестиваль "Музыкальное лето Селигера" пройдет в Осташкове, а в Челябинске состоится международный оперный фестиваль "Ирина Архипова представляет...". Также в Челябинске, в ноябре 2005 года пройдет XXI Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки. Выступлениями лауреатов смогут, насладится также и любители музыки из Смоленска — в этом городе пройдет серия концертов. Отдельные мероприятия в рамках фестиваля пройдут также в Миассе, Магнитогорске, Златоусте. Специальными гостями челябинского фестиваля станут мировые звезду оперной сцены Людмила Шемчук и Паата Бурчуладзе.

По окончании презентации, виновница торжества — Ирина Константиновна Архипова — поделилась своими планами на юбилейный год.

- Ирина Константиновна, какой самый ценный подарок Вам преподнесли в этом году?

- Признание. Признание публики — самое дорогое.

- Что Вас более всего волнует, и что наоборот радует в российском вокальном искусстве?

- Вы знаете что, волнует очень отношение наших руководящих деятелей к культуре вообще. Очень плохо относятся, очень плохо, и стараются поскорее это все убрать, чтобы этого не было. Понимаете, нам сложно, мы все время боремся с этими культурными деятелями и мастерами. Очень сложно. Это первое, а что касается остального, что хорошо.... Это то, что наоборот. Первого числа в Большом театре посмотрим...

- Вы будете там сами петь?

- Я петь не буду. Петь хватит, я уже напелась...

- А руководить конкурсом Глинки еще не устали?

- Если я перестану руководить, то конкурс погибнет. Есть замена, но все это совершенно иным станет. Совсем иное направление. А так вообще, конкурс сильный. Все-таки дал столько певцов, хороших певцов. Это большое достижение.

- Кого из молодых Вы назвали бы самым перспективным в стране?

- Сегодня очень хорошие ребята выступали. Они, честно говоря, все перспективные. Они сегодня так споют, а завтра как-то иначе. Сейчас, например, в Большом театре первый баритон - Андрей Григорьев. Замечательный. Вот здесь был Кудинов — он появился только-только. Он тоже хорошо поет. И, конечно же, очень талантливый Максим Пастер. Он с такой душой поет, что просто слезы бегут.

- Ирина Константиновна, а как Вы Баскова оцениваете, как оперного певца?

- Это очень сложный вопрос. У него, конечно, есть голос, несомненно. Но у него он все же испорчен эстрадой. Все-таки другой вкус, другая манера, все другое. Хотя, голос у него хороший. Но видите, в Большом театре у него не получилось.

- Совмещение идет не на пользу?

- Нет! А вообще певец может петь все? Вот сегодня мы видели, как Максим Пастер поет и песни, и арии. Великолепно!

- Как он поет вообще удивительно. А военные песни, это с ума можно сойти!

- Да, именно так. Это удивительно. Невозможно не плакать. Но он собственно один. Он очень талантливый человек. Вот сейчас он получил на "Янтарном соловье", и на новом конкурсе Гмыри Гран-при. Как раз когда были эти "оранжевые демонстрации".

- Что в характере певца должно быть самым главным?

- Наверное, стойкость.

Как никто другой, информацией о педагогической деятельности Архиповой, владеет ее супруг и многолетний партнер Владислав Пьявко .

- В чем секрет Архиповой?

- Она никогда не выходила на сцену больной. Никогда. Она могла заболеть и отменить спектакль, концерт. Поэтому она была стабильна. Поэтому режим держался. Ну, уж, а если она выходила на сцену, — все. Все только сидели, открыв рты, и все.

- Интересно, а когда она выходила на сцену с Бергонци или дель Монако у нее были чувства, что перед ней мировая звезда?

- Ни в коем случае! Она волновалась только на репетиции. Но на сцене, — посмотрите кадры. Они ведь остались. Вы увидите какое-то подобострастие? Или волнующаяся Архипова, из-за того, что перед ней дель Монако. Нет! Поэтому они и блестяще сыграли спектакль. Поэтому он и великий. Потому, что эмоции равноправные. Партнеры равноправны.

- Владислав Иванович, а какое у нее основное качество, как педагога? Ведь на ее конкурсах появляется очень много ярких, талантливых певцов. Есть ли ее заслуга в этом?

- Вы знаете, я скажу, что она как педагог не умеет нянчиться, но открывать таланты она умеет. Она видит это. Она слышит это. Допустим, мы с вами скажем да нет, это не то. Она же будет отстаивать с пеной у рта. Говорит,
"вы не понимаете, в будущем, через два, три, четыре года будет прекрасная певица". Так же она отстояла Кулько, Хворостовского, Бородину, Чернова.

Елена Демиденко
Специально для "Правды.Ру"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить