"Друзьям-московитам"

"Правда.ру" продолжает знакомить читателей с публикациями в восточноевропейской прессе, посвященными России. На этот раз наше внимание привлекла публикация из польского издания "Политика", которая посвящена претензиям Польши к Советскому Союзу и России как его правопреемнице. Одну из своих главных задач польский политолог Марек Островский видит в донесении польской точки зрения на исторические события до граждан России.

И вновь продолжается этот вечный польско-российский спор об истории. Опять у нас проблема с официальной Россией. Она пытается нас вернуть в братскую социалистическую семью народов под руководством СССР. В мае мы будем отмечать 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны в Европе, и все наши бывшие союзники и нынешние партнеры приняли приглашение посетить Москву в дни торжеств, хотя она не была единственной победительницей в той войне. Это политический жест в адрес президента Путина, поддержка курса реформ, которые он якобы проводит. Якобы, потому что речь явно не идет о реформах в области государственной идеологии, прощания с коммунистическим и имперским прошлым, примирения с соседями и хотя бы попыток понять их доводы.

И вот, по случаю 60-ой годовщины предательского для Польши ялтинского соглашения российский МИД делает заявление, что Польша "превратно истолковывает" Ялту (Ялтинские соглашения января-февраля 1945 г. — ред.), которая дала ей немалый выигрыш. По сути дела, такое толкование Ялты не может удивить Варшаву. Москва так и не признала 17 сентября 1939 года актом агрессии, насильственное лишение Польши трети территории — враждебным актом, пакт Молотова-Риббентропа — разделом нашей страны, депортации и массовые убийства — несправедливостью, требующей сожаления и репараций, разрыв отношений с военным правительством Владислава Сикорского (главой польского буржуазного правительства в лондонской эмиграции — ред.) — очередным позорным предательством, оставление Варшавы на разрушение (имеется в виду разгром гитлеровцами Варшавского восстания с последующим разрушением почти всего города осенью 1944 г.- ред.) — жестоким безразличием. Почему же Москва должна плохо думать о Ялте, где свою подпись поставил не только Сталин, но и самые уважаемые союзники — Черчилль и Рузвельт?

Российский МИД прав: Ялта давала Польше гарантии свободы и независимости. Черчилль, возвращаясь из Ялты в Лондон, похвалил Сталина и советских руководителей в Палате Общин, где заявил: "Их слово очень весомо". Затем он этого устыдился, и написал в своих дневниках: "Я чувствовал себя обязанным заявить о том, что верю в добрую волю Советов, надеясь таким образом пробудить волю". Неизвестно, были ли эти слова циничными или искренними, так или иначе, он не сохранил свободу и независимость Польши, да и каждый историк признает, что на это не было шансов.

Подавляющее большинство граждан России уверены в том, что Москва в 1944-1989 гг. окружала Польшу братской заботой и не жалела помощи нашей разоренной стране; только поляки — как всегда неблагодарные и смотрящие на Запад — не смогли этого оценить. А теперь единственные, не считая прибалтов, они не хотят достойно отметить победу над гитлеризмом, в борьбе с которым пало столько простых и честных россиян. "В атмосфере польско-российских отношений постоянно искрит, причем (никогда — авт.) не по вине российской стороны", — напомнил российский посол в Польше Николай Афанасьевский.

Однако президент Польши должен ехать на торжества 9 мая, ибо его отсутствия не поймет ни Путин, ни российский народ, ни европейские лидеры, которые в полном составе прибудут туда. Их ситуация немного напоминает ситуацию Черчилля, который постоянно рассчитывал на то, что пробудит у Советов добрую волю. Два замечания. Первое: политика отсутствия — плохая политика, так как она позволяет другим говорить за нашей спиной то, что они желают. Польша должна пытаться работать на ниве как можно лучшего информирования российской общественности, но в то же время и западноевропейской и даже американской. Такие труды, как "Восстание" Нормана Дейвиса или "Дело чести" Линн Олсон и Стенли Клауда (о польских летчиках в Англии — прим.авт.) способствуют открытию глаз местной общественности на ранее неизвестные ей вопросы. Возможно, у президента Квасьневского будет возможность возложить венок не только на могилу советских солдат, но и на могилу расстрелянных в Катыни? Второе: Россия Путина — не единственная существующая. Есть еще и Россия демократов, Россия "Мемориала", Россия Сахарова и Ковалева. Именно к таким друзьям-московитам Польша обращалась даже в самые тяжелые для себя времена восстаний и разделов. А сегодня мы, к счастью, свободны — и можем рассчитывать на силу убеждения. Ведь, в конце концов, даже Ялта пала.

Небольшой комментарий к статье. В ходе ялтинской конференции союзников именно СССР настаивал на передаче Польше областей, ранее входивших в состав Германии — Гданьска (нем. Данциг), Вроцлава (Бреслау), Щецина (Штеттина) и т.п., а Великобритания была против. И тогда уже в конце апреля 1945 г. Советский Союз явочным порядком передал Польше все немецкие территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка (Одер-Нейсе). Тем самым, именно благодаря твердой позиции СССР Польша обрела нынешние границы на Западе, юго-западе и севере (т.н. линия Одер-Нейсе). Отсюда было депортировано в Германию немецкое население, и Польша не получила головной боли с огромным национальным меньшинством. Все эти решения были закреплены на Потсдамской конференции летом 1945 г. только благодаря СССР. Об этих фактах автор предпочел умолчать.

Перевод и комментарий Вадима Трухачева

Оригинал статьи

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *