Американцы повторяют советские уроки

Четверть века назад началась советская "афганская эпопея". В ходе переворота президент Афганистана Хафизулла Амин был свергнут и казнен. К власти пришел Бабрак Кармаль. На несколько лет Афганистан стал ареной противостояния между СССР и США. Интересно посмотреть, как освещали события тех дней 79-го на "другой стороне", американской. Тем более, что сейчас американцы "повторяют" советские уроки. Или ошибки? Тогда, 25 лет назад, Советский Союз и США были по разные стороны "ущелья".

Как писала 28 декабря 1979 года New York Times, днем раньше в Афганистане произошел переворот, "поддержанный, как сообщают, советскими войсками". В Вашингтоне начали "анализировать" сообщение афганского радио, которое объявило о казни президента Амина. "Революционный суд" обвинил его в "преступлениях против государства". За 20 месяцев в Афганистане сменилось три президента. Все трое были уничтожены.

Как сообщило радио, новым лидером страны стал Бабрак Кармаль, бывший заместитель премьер-министра, который до переворота жил в ссылке "в Восточной Европе". Кармаль в результате переворота стал президентом и генеральным секретарем правящей Народно-демократической партии.

До этого сообщения по радио Вашингтон имел только неподтвержденные данные из Москвы и Тегерана о смене режима в Кабуле, писала 25 лет назад New York Times. "На первый взгляд, одну просоветскую фигуру сменила другая", — писала американская газета. Но аналитики в разведывательных службах давно считали, что Москве больше "нравится" Кармаль. За три месяца у власти Амин показал себя недостаточно лояльным.

Американцы 27-28 декабря 79-го не знали еще толком, что же на самом деле произошло в Кабуле. Для "внутреннего политического спора" события казались слишком кровавыми. Но — только по американским и европейским меркам. Для афганцев то, что произошло в конце декабря, было трагически "обычным" явлением. Сам Амин стал президентом за три месяца до декабрьских событий 1979-го. В результате перестрелки в президентском дворце президент Нур Мухамед Тараки был смертельно ранен.

В Госдепартаменте получали отрывочные сведения от источников в Кабуле о "тяжелом бое" в афганской столице 27 декабря. Теперь уже известно, кто помогал, рискуя своей жизнью, приводить к власти Бабрака Кармаля. Правда, в Советском Союзе о том, что происходило тогда на самом деле, узнали гораздо позже. New York Times писала уже на следующий день, 28 декабря, что советские войска штурмовали радиотрансляционный центр в Кабуле. Вокруг президентского дворца шел бой, советские солдаты захватили там несколько человек в плен, сообщали источники американского издания.

Боевые действия шли также в других районах афганской столицы. Всего в Афганистан за несколько дней было переброшено по воздуху более 6 тысяч солдат советского контингента, писала газета. Она сообщила, что в последние несколько недель перед переворотом "русские наращивали военное присутствие в Афганистане". За два дня до событий в президентском дворце в Кабуле приземлились 200 военных самолетов с войсками и техникой, писала New York Times. По разным сведениям, на границе с Афганистаном были размещены 5 советских дивизий.

Высокопоставленные чиновники Белого дома сообщали корреспондентам New York Times свое видение событий. Советский Союз, по их словам, "инвестировал" в последнее время "значительные военные и экономические" ресурсы в новый режим после того, как в апреле 1978 года к власти пришло "марксистское правительство". Советское руководство рассматривало Нур Мухамеда Тараки в качестве лидера, способного "усмирить повстанцев", действующих на большей территории страны.

Советологи "с пониманием" относились к беспокойству, проявляемым руководством СССР, к нарастающей нестабильности в Афганистане. В южных регионах Советского Союза живет большое число мусульман, напоминала своим читателям New York Times. Как писала газета 28 декабря 1979 года, никакого официального комментария Белого дома о событиях в Кабуле пока не последовало. Но в кулуарах чиновники говорили, что "русские" чувствовали, что необходимо положить конец "восстанию" в Афганистане. К Амину руководство СССР относилось прохладно и подыскивало того, кто способен остановить гражданскую войну в Афганистане.

К "головной боли" президента Джимми Картера по поводу Ирана прибавилась еще одна — советское вторжение в Афганистан. 28 декабря 1979-го New York Times писала: "Завтра президент Картер обсудит ситуацию в Афганистане и Иране на заседании Совета безопасности, которое было запланировано еще до переворота".

Новый афганский руководитель Бабрак Кармаль был лидером фракции Парчам в Народно-демократической партии, которая стояла за свержением президента Мухамеда Дауда в апреле 1978 года. Однако власть оказалась в руках другого крыла, возглавляемого Тараки И Амином. "Обе группы были прокоммунистическими, но фракция Кармаля считалась более ортодоксальной и готовой принять контроль с советской стороны", — писала New York Times. Кармаль перебрался в Чехословакию.

"Товарищи по партии" хотели отозвать его, чтобы разобраться с его предполагаемым участием в планировании переворота. Зная, как решаются подобные вопросы "молодыми строителями социализма", Кармаль предпочел отсидеться в Восточной Европе. Чтобы потом прийти к власти "на советских штыках". Сотрудники Госдепартамента узнали о том, что Кармальв Кабуле, только вместе с известием об очередном перевороте в Афганистане.

"В Вашингтоне не сомневаются, что Советский Союз серьезно поддержал захват власти Кармалем", — написала New York Times в декабре 79-го. И привела заявление Кармаля в изложении ТАСС: "Сегодня сломана машина пыток, используемая Амином и его приспешниками, дикими палачами, узурпаторами и убийцами десятков тысяч наших соотечественников". Тех, кого New York Times называла "прокоммунистическими", Амина и его сторонников, Кармаль обозвал "агентами американского империализма". Так это прозвучало в заявлении ТАСС.

Советским людям стало "понятно", почему СССР решил оказать интернациональную помощь Афганистану. Хотя многие долго пытались понять, зачем мы пошли туда. Любой же американец, хотя бы из этой статьи в газете мог составить себе представление о той каше, которая заварилась в Афганистане с помощью "прокоммунистических лидеров". Но даже американцы не могли тогда предсказать, что Советский Союз не сможет добиться поставленных целей. Хотя, казалось бы, Кармаль пришел на смену режиму Амина, который ненавидели многие афганцы. Но вместо безоговорочной поддержки войск, "пришедших с севера", началась "война против оккупантов".

Как писала New York Times, "восстания" в разных частях страны, которые не могли подавить правительства Тараки и Амина, возглавлялись вождями племен, но носили "антикоммунистический характер". Выступая против режима в Кабуле, афганцы начали воевать и с советскими войсками, прибывавшими в страну. "На подкрепление" 4 тысячам военных инструкторов Советский Союз прислал более 6 тысяч солдат, сообщила своим читателям New York Times 28 декабря 1979-го.

Статья на первой странице газеты сдержанно рассказала обо всех известных на тот момент американцам фактах, связанных с вводом ограниченного контингента. Как показало время, конфликт, в который оказался втянут Советский Союз, был масштабнее, чем это виделось из Кремля. И даже из Белого дома. Позже и сами американцы станут его участниками. Помогая моджахедам, воевавшим против советских войск, США были весьма неразборчивы в связях и помогали таким борцам с "советскими оккупантами", как Усама бен Ладен.

Сейчас в роли "оккупантов" для боевиков "Аль-Каиды" выступают американцы. Хамид Карзай, как 25 лет назад Кармаль, опирается на иностранные штыки, без них он ничего не сможет сделать. Афганские лидеры стоят у власти прочно, хотя и не всегда долго, пока их поддерживает какая-то мощная внешняя сила. Но "единый афганский народ" всегда будет сопротивляться оккупантам. Также как и "единый иракский народ". Почему — New York Times объяснила еще 25 лет назад. Рядом со статьей о приходе к власти Кармаля на первой странице в номере за 28 декабря 1979 года стоял другой материал. Заголовок был такой: "В основе мусульманского пыла — неприятие чуждых, иностранных ценностей". Ни те, кто посылал советские войска в Афганистан в 79-м, ни нынешние предводители войны с мировым терроризмом этого не поняли.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *