Северодвинский «Экспромт», или Арктический вояж

"Путешествие в тысячи миль начинается с одного шага" - гласит древняя китайская поговорка... Разумеется, кто-то скажет, что яхтенный поход в две тысячи миль ничем не примечателен. Стоит ли о нем говорить, если множество яхтсменов ежегодно устремляются в кругосветные путешествия, океанские гонки и одиночные плавания. На мой взгляд, стоит! В условиях современной России, как, впрочем, и в недалеком прошлом, даже "заурядный" поход в пределах среднерусского водохранилища, как правило, несет печать подвижничества, поскольку за ним стоит титанический труд энтузиастов.

Приведение плавсредства в надлежащее состояние, поиски спонсоров, выколачивание средств на оснастку и приборы и, наконец, самое главное — получение "добра" от соответствующих инстанций. Как правило, чиновники охотно поддерживают разговоры о великой морской державе — России, но едва речь заходит о персональной лепте, моментально теряют интерес к теме, равно как и людям ее представляющим. Речь, в данном случае, идет не только о военно-морском флоте, которому удалось успешно дистанцироваться от яхтенного спорта. Флотских яхт-клубов практически не осталось в природе!

К примеру, бывший 55-й яхт-клуб ВМФ так называемой морской столицы России прошел нелегкий путь трансформации, сменив ряд названий (146-й клуб морской подготовки, 81-й спортивный клуб ВМФ и т.д.), что привело к логическому финалу — по бумагам ни одной яхты там не осталось. Только "катера". Вот и знаменитый "Эдвенчер", подаренный королевскими ВМС Великобритании на юбилей Петербурга, скромно стоит на приколе под кодовым наименованием "катер №50". Может быть слово яхта в современном контексте неуважения к флоту стало наприличным? Однако, беглый взгляд в сторону причалов все же обнаруживает если не лес мачт, то, по крайней мере, их наличие. Истинные энтузиасты незаметно, но настойчиво и любовно продолжают, не жалея ни времени, ни личных средств, ухаживать за оставшимися "катерами" и даже участвовать в гонках и дальних походах. Как счастливый участник подобных плаваний и яхтсмен с военно-морским прошлым, я отлично представляю муторный процесс организации выхода ведомственной яхты "в далекое море" на всех его этапах. Единственное что требуется от начальников — не мешать. Увы, зачастую и это им не под силу. О помощи, понятно, речи не идет! В лучшем случае вам организуют проверку, после которой у большинства останется разве что желание напиться на борту, не отходя от причала. Видимо на это многие начальники и расчитывают. Ведь если яхта никуда не пойдет, то и замечаний не будет, а руководсту от этого — покой и благоденствие. Вот и получается, что понятие яхтенный спорт плавно вырождается в мелкий каботаж по внутренним водам. Там, по всей видимости, и будет накапливаться морское могущество. Но не будем о грустном, и без того порой тошно! Радует что и в сегодняшних условиях находятся настоящие моряки, которым нипочем не только стихия, но и "подготовительный период"... Именно к таковым можно смело отнести капитана яхты "Экспромт" Игоря Кравцова ("в миру" - капитана 1 ранга и командира атомной подлодки "Казань"). В текущем году помимо успешного выступления на юбилейной 30-й Соловецкой регате ему удалось совершить уникальное по многим параметрам плавание из столицы поморских корабелов — Северодвинска к берегам Новой Земли. До настоящего там не доводилось бывать ни одной северодвинской яхте. Уникальность похода состояла и в том, что "Экспромт" - бывший "дракон", слегка переоборудованный за счет расширения корпуса и последующего покрытия пластиком, ни в коей мере не является судном ледового класса. А высокоширотные походы (севернее Полярного круга) не зря имеют высшую — нулевую категорию сложности, поскольку подразумевают постоянную ледовую опасность. Даже в разгар лета.

В плавание, которому изначально было суждено стать нелегким, "Экспромт" отправлялся с небольшим экипажем в четыре человека, что, главным образом, определялось скромными размерами яхты (длина 8,6 м, осадка 1,2 м). Роль помощника исполнял Сер-гей Бармин, капитан-лейтенант, тоже подводник с "Казани". Точное место обеспечивал штурман — Константин Мошков — служащий яхт-клуба, а самым молодым оказался дебютант экипажа, 18-лет-ний матрос Артем Кабалин, учащийся ПТУ. В сплачивании команды несомненную роль сыграла Соло-вецкая регата, на которой яхте удалось завоевать почетное третье место. Это стало своего рода генеральной репетицией дальнего похода или, как говорят на военном флоте — контрольным выходом, указавшим на слабые места и в организации, и в оснащении яхты. Времени на их устранение было в обрез, но старт состоялся строго по плану. Чуть не подвела петербургская компания "Фордевинд-регата", руководство которой пообещало своевременно выслать спасательный плотик, добросовестно оплаченный спонсорами. Выручил директор яхт-клуба "Север" Петр Коренюгин, без колебаний отдавший собственный плотик с яхты "Секрет".

Выбор маршрута и времени похода оказались далеко не случайны. Яхтсмены посвятили плавание сразу нескольким датам: 90-летию экспедиции на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" под руководством А.Колчака, открывшей архипелаг Северная Земля, золотому юбилею одного из лидеров российского кораблестроения и судоремонта ФГУП "Звездоч-ка" - главного спонсора похода и, конечно, 100-летию со дня рожде-ния Адмирала Флота Советско-го Союза Н.Г. Кузнецова. Погодные и ледовые условия района тщательно изучались и анализировались. Все было продумано до мелочей: от экипировки и рациона до действий по аварийным вводным. То, что Арктика не прощает пренебрежительного отношения к себе известно не только полярникам. Впрочем, как и море вообще...

В принципе, яхта была готова уже в пятницу, 13-го августа, однако, поразмыслив, капитан отложил выход на один день. Пожелать яхтсме-нам попутного ветра и семь футов под килем пришло немало народа. Коллеги, родные, известные в городе любители путешествий и, конечно же, товарищи по Соловецкой гонке — экипажи яхт "Вега" и "Санта-Мария" из Североморска. Был среди провожавших и коммерческий директор компании "Восток-Сервис", обеспечившей команду теплой непромокаемой одеждой "Норд". Несмотря на общий мажорный настрой, нет нет да пробивались тревожные нотки: удастся ли преодолеть ребятам нелегкие мили арктических морей? "Крестный отец" похода — генеральный дирек-тор "Звездочки" Николай Калистратов обнял на прощанье каждого члена экипажа. Как обычно он был скуп на слова: "Так хочется, чтобы в краю поморов и городе корабелов парусный спорт жил!" Не исключено, что со временем именно так и будет. И подтверждение тому — но-венькие яхты у ягринского при-чала (на острове Ягры расположены основные судостроительные верфи и собственно северодвинский яхт-клуб), построенные руками самих яхтсменов. Константин Мошков, к примеру, пять лет отдал созданию своего "Юнги". Швертбот с гордостью демонстрировал его сын, 12-летний Сережа, с раннего детства заболевший парусами. Что отрадно, интерес северных мальчишек и девчонок к морским видам спорта в последнее время заметно вырос. От причала яхт-клуба "Север" в тот день отходили три яхты: "Эксп-ромт" взял курс на Новую Землю, а "Леген-да" и "Санта-Мария" прово-жали смельчаков до выхода из Белого моря. Вскоре к ним присоединилась и "Вега", стоявшая в Архангельске.

Архипелаг Новая Земля раскинулся между Баренцевым и Карским морями между 71-й и 78-й широтами. Его полумесяц, рассеченный надвое проливом Маточкин Шар, долгое время был своеобразным символом ядерного могущества СССР. Именно там расположен знаменитый ядерный полигон, где с 1955 по 1990 год прогремело 132 атомных взрыва, в том числе рекордный, 50-мегатонный, потрясший планету 30 октября 1964 г. В связи с действующим мораторием испытания атомного оружия прекращены, и радиационный фон здесь теперь ниже чем в большинстве материковых районов страны. Из-за резкого сокращения финансирования сократилось и присутствие человека в этом краю, известном русским поморам еще с XII века. Поморы не только систематически наведывались к берегам "Матки", как почтительно именовался архипелаг, но и зимовали там по несколько лет, промышляя морского зверя и пушнину. Не удивительно, что карта западного побережья Новой Земли, составленная Виллемом Баренцем в конце XVII века изобилует русскими названиями.

К сожалению, сегодня даже пограничники не контролируют большую часть архипелага. Не на чем летать. Да и вообще средств в обрез. Бывший городок авиаторов — Рогачево, зияя пустыми глазницами заброшенных пятиэтажек, годится разве что для съемок фантастических фильмов-ужасов о третьей мировой. Во время второй мировой войны на Новой Земле существовала сеть немецких баз, опорных пунктов и даже аэродромов, позволявших врагу хозяйничать в полярных морях. Кто знает, к примеру, что сейчас творится на мысе Желания — северной оконечности архипелага? Однако конечной целью плавания "Экспромта" была столица — поселок Губа Белушья, давно переживший свой расцвет. От города корабелов — Северодвинска его отделяет почти 600 миль, если лететь по воздуху. Но каких! Тем более, что яхта по прямой не ходит. Новая Земля издревле пугала людей как царство трехмесячной Полярной ночи, жгучих морозов и слепящих ветров. "Новоземельская бора", скорость которой порой превышает 50 метров в секунду, считается едва ли не самым знаменитым из местных ветров. Нашим героям, разумеется, все это было известно, но не смогло остановить. Тем более что на дворе стоял Полярный день, а температура окружающего воздуха хоть и не намного, но все же находилась в "плюсе" Поход длился три недели. За это время экипаж настолько сроднился со своим утлым суденышком, и, по общему мнению встречавших, не сразу поверил, что его можно просто так оставить. Взять и куда-то уйти.

За этим стоит человеческая психология. Именно этот опутанный веревками крошечный островок из пластика, дерева и металла был надежным убежищем от всех "прелестей жизни", которые предоставляет шторм в полярных морях. А шторма встречного направления начали преследовать яхту практически сразу по выходу из горла Белого моря. Почти целую неделю пришлось жить на одних гале-тах и чае — во время шторма яхту мотало так, что миски, как их не закрепляли и прятали, продолжали летать по трюмам. Да и волной накрывало частенько. Здесь уж было не до помпы. Аврал! И все кроме вахтенного рулевого начинали энергично работать кружками и кандейками. Порой это длилось часами... Но, как говориться, охота пуще неволи. Предупреждали.

- За все дни плавания на связь с Большой землей выходили всего шесть раз, — рассказывает капитан, — рация оказалась слабовата. А с родными удалось поговорить, лишь когда добрались до Новой Земли. Что касается стоянок, то их было всего две.

СОСНОВЕЦ

На третий день плавания, когда "Экспромт" достиг горла Белого, на горизонте показалась башня известного маяка Сосновец. Капитан принял решение зайти, осмотреться и "почистить перья". Там уже находились старые знакомые яхты "Санта Мария" и "Вега", путь которых лежал домой — в Североморск. Островоказался почти не обитаем. Его главное украшение — необозримые морошковые поля. Янтарные ягоды размером с теннисный шарик так и не смогли набить оскомины. Царская ягода — одно слово! Отважных мореходов тепло встретили немногочисленные обитатели — служащие маяка и метеорологи. Вот уж кто в полной мере слился с природой! Правда, не все, как оказалось, в состоянии выдерживать этот рай бесконечно. Печальное свидетельство этого — скромная, сравнительно свежая могилка женщины-метеоролога, в отчаянье наложившей на себя руки, после того как начальство на Большой земле отказалось подменить ее на время болезни ребенка...

Однако главная достопримечательность этих мест, конечно же, мореограф — уникальный прибор, установленный еще в 30-х годах прошлого столетия. С его помощью отмечается периодичность и величина приливов и отливов, на основании чего составляется соответствующая таблица. Он прост, как грабли, но никто до сих пор не придумал ничего совершеннее, а главное — надежнее. От этого прибора, способного заинтересовать не только штурманов, зависит, по большому счету, благополучие мореплавателей всего Северного бассейна. Остров Сосновец — один из опорных пунктов для расчета векторов течений этого района плавания. По словам экипажа, с островом расставались без сожаления. Главное было впереди. Не столько из-за встречного шторма примерно в шесть баллов, сколько из любознательности, "Экспромт" вплотную приблизился к мысу Канин Нос и встал на якорь. Свежая погода не позволила высадиться, зато удалось вволю полюбоваться на полярных оленей, в изобилии бродивших по пустынному берегу. Приняв решение не задерживаться, вышли из-под защиты Канина Носа и продолжили трехсуточную лавировку против семибалльного норд-оста. Главным рабочим парусом оставался штормовой стаксель. Его, как и остальные паруса, заказали на питерском предприятии "Северное сияние" под чутким руководством Владимира Невского и ни разу не пожалели об этом. Паруса с честью выдержали все испытания, что было особенно важно, учитывая главный принцип похода — не пережидать шторм в укрытиях, даже если те встречались по ходу движения. Порой приходилось трудно, но, в конечном итоге, принцип себя оправдал. К счастью, никто в экипаже не укачивался, и, несмотря на хроническую сырость, ни разу не заболел. "Экспромт" двигался строго по графику, за исключением случаев вмешательства откровенного "форс-мажора", но об этом чуть позже.

НОВАЯ ЗЕМЛЯ

Наконец на горизонте показались покатые вершины горных кряжей вожделенного архипелага. Берег подступал все ближе, да и ветер, отошедший к Осту позволил значительно ускорить движение. Уже на подходах к мысу Лилье, ставшему своеобразными воротами Губы Белушьей, на "Экспромте" обнаружили "подводную лодку", неподвижно застывшую слева по курсу яхты... Похоже, командир с помощником изрядно соскучились по родной "Казани". По мере приближения "субмарина" все явственней оказывалась островом Подрезова, что, впрочем, мало кого расстроило.

На радиозапрос о месте швартовки местный пост НИС (наблюдения и связи) бодро ответил — "Полузатопленный причал, рядом с катером начальника гарнизона!" Если первое несколько настораживало, то второе наполняло души гордостью. Место оказалось надежным, главным образом из-за присутствия неподалеку транспорта снабжения ВМФ "Яуза", ставшего надежным опекуном яхты на все время пребывания на Новой Земле. Вскоре о "визите доброй воли", наконец, узнало местное командование. И тут на отважных мореходов обрушились вполне заслуженные почести. Знатная русская баня оказалась лишь скромной увертюрой в хороводе праздничных мероприятий, учиненных по случаю завершения первого этапа похода. В первый же вечер начальник гарнизона генерал-майор Юрий Иванович Соколов устроил товарищеский ужин "у камина" в честь дорогих гостей. Его заместители получили строгий наказ организовать мореплавателям полноценный отдых и по возможности угадывать каждое их желание. И уже первое желание — увидеть белого медведя, несмотря на относительную сложность, было немедленно исполнено. Не успели наши герои, раскрасневшиеся и взволнованные теплым приемом, остыть на борту яхты, как с пирса раздался оглушительный крик замначальника штаба: "Всем на берег, смотреть медведя!" Оказалось, что слухи о прибытии яхты достигли чутких ушей истинных хозяев Арктики. Один из них, видимо разведчик, приблизившись к борту "Яузы", принялся что-то напряженно высматривать, за чем его и застал опытный военачальник. Поднятый по тревоге экипаж "Экспромта", преследуя в попытке сфотографировать бедное животное, так его напугал, что повторных попыток контактов со стороны белых медведей отмечено не было. Невзирая на прослушанную на сон грядущий лекцию о коварстве полярных хищников, преследующих свои жертвы со скоростью курьерского поезда, моряки мгновенно и безмятежно заснули. Лишь одного из них — юного Артемия до глубины души потряс рассказ о печальной судьбе матроса Х, съеденного злобной медведицей прямо на караульной вышке вместе с автоматом "Калашникова" в недалеком 1998 году. Глубоко заполночь юнга вскочил в холодном поту, огласив салон истошным криком, и только рассудительный Костя Мошков, сообразив, что к чему, нашел нужные слова чтобы успокоить соплавателя:

- Нечего было её медвежонка обижать. Слыхал, ведь, она этого матроса целый год отслеживала. Чуток до ДМБ не дотянул, бедолага...

Наутро воины новоземельского гарнизона приветствовали хорошенько отдохнувших яхтсменов настоящим парадом. На гарнизонном плацу АртёмКабалин поднял флаг "Звездочки", а капитан яхты Игорь Кравцов произнес речь, сердечно поздравив присутствующих с 50-летним юбилеем полигона. 31 июля 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР, приняли закрытое постановление, о начале строительства "Объекта 700" - прообраза Государственного Центрального Полигона России (ЦП). На какое-то время становище Губа Белушья, откуда спешно выселили коренное население, превратилось в засекреченную "Амдерму-2" (она же — Архангельск-400). Затем командование полигона организовало для гостей экскурсию. У обитателей Большой земли наверняка возникнет вопрос: что может быть интересного в зоне вечной мерзлоты? Кроме уникального заполярного пейзажа, чем-то напоминающего марсианский (красноватые холмы с разноцветными вкраплениями), многое в этих местах способно поразить. К примеру, жилищно-коммунальное хозяйство городка. На каменных глыбах, обильно поросших мхами, высятся стандартные пятиэтажки, раскрашенные яркими разноцветными красками. Их постоянно утепляют, ремонтируют и красят по самым современным технологиям. Новоземельская школа — целый комплекс, оснащенный по последнему слову техники, с огромным спортзалом, зимними садами и адаптационным корпусом для первоклашек. В классах — телефоны, чтобы родители, занятые службой, могли справиться о состоянии своих чад. Детский сад напоминает магазин "Детский мир". Сейчас его посещают 65 ребятишек, но детское население гарнизона заметно увеличивается, и скоро в этом чудо-доме не будет хватать мест. О казармах полигона и вовсе отдельный разговор.

- Если бы командование Беломорской базы увидело обустройство местной гауптвахты, его хватил бы удар! — с жаром вспоминает капитан. — Это место больше напоминает гостиничный номер с евроремонтом...

В то же время окрестности городка завалены грудами ржавого железа. Это кладбище техники, по которой можно проследить развитие не только Центрального полигона, но и советской автомобильной промышленности за весь послевоенный период. А, в самом деле, куда все это девать? Не везти же обратно на Большую Землю для утилизации! Выход "Экспромта" был спланирован на утро 23 августа, что позволяло надеяться вернуться в Северодвинск к юбилею "Звездочки". Однако именно к этому моменту коварный ост нагнал в губу Белушья огромную массу льда из пролива Карские Ворота.

ЛЕДОВЫЙ ПЛЕН

Из дневника капитана: "Итак, мы попали в ледовый плен. Дальнейшие планы рушатся, а день обратного выхода становится величиной неизвестной... Пришлось согласиться со стихией и ждать изменения ветра... Из-за резкого снижения температуры воздуха проживание на яхте невозможно. Нас приютил командир "Яузы" Сергей Мараковский. Но нет худа без добра, наши спортсмены смогли посмотреть Олимпиаду в теплой кают-компании корабля.. Впервые за десять дней экипаж заснул не в "гробах" а в теплых постелях, заправленных настоящим бельем..." Выход из Губы Белушьей задержался на четыре дня. Льдины 3-4 метровой толщины угрожающе толклись вокруг стального корпуса "Яузы", прикрывавшего утлое суденышко от смертельной угрозы. На пятые сутки пребывания в гостеприимной гавани вновь забрезжила какая-то надежда. Зарождающийся циклон сменил направление ветра, а зюйд-вест завершил "благородное начинание". Огромное ледовое поле, приблизительно 50-километровой длины, медленно поползло на север. Сердечно попрощавшись с гостеприимными хозяевами, экипаж занял места по "боевому расписанию" и вскоре "Экспромт" уже бойко лавировал под мотором меж редких льдин, остававшихся в Губе Белушьей.

- По-моему, ребята, нам снова крупно повезло! — торжественно произнес капитан, когда экипаж сдвинул символические чаши на траверсе мыса Лилье. — За удачу!

Однако радость путешественников оказалась явно преждевременной. Часа через три ледовая обстановка стала стремительно ухудшаться. Не пройдя и 15 миль курсом по направлению к базе, яхта вновь оказалась в ледовом плену. Теперь уже в открытом море. Ледовые поля общей протяженностью до 40 миль форсировали под парусом 4-5 узловым ходом. Лед неторопливо дрейфовал на северо-запад со скоростью 1 узел. К счастью, море было спокойным, не более двух баллов, а усиливающийся норд-ост, превратившись в попутчика, способствовал оптимистическим прогнозам. И вскоре они сбылись! Ледовое поле постепенно редело, и через пару часов "Экспромт" уже под всеми парусами мчался нужным курсом в хороший бейдевинд. Опустим описание шторма, и на сей раз, оказавшегося встречным, заметим лишь, что на подходе к траверзу острова Моржовец, что в горле Белого моря, стало ясно — шанс попасть на юбилей "Звездочки" остается! Было ясно, что лучшего изъявления благодарности шефам, без которых сама идея похода оказалась бы несбыточной, не придумаешь. Как доброе предзнаменование был воспринят и юный кит, целые сутки сопровождавший яхту, резвясь и играя. Видео-коллекция чудес, запечатленных экипажем в плаваниях 2004 года, заметно пополнилась. Вспомнилось и НЛО, увиденное в полярном небе по возвращении с Соловецкой регаты. Первыми встреченными земляками оказались архангельские рыбаки, промышлявшие семгу. Они выглядели устало и по их словам испытывали устойчивое отвращение к рыбным блюдам. Поэтому решение яхтсменов передать им часть консервов была встречена "на ура!". В благодарность рыбаки охотно поделились уловом. На борт "Экспромта" перекочевала дюжина солидных рыбин. Рефрижератора, как вы понимаете, на яхте не было в силу естественных причин. "Вот теперь точно пора домой!" - единодушно заключили путешественники. Поздним вечером 2-го сентября "Экспромт", салютуя фальшфейерами и разноцветными огнями сигнальных ракет, подходил к причалу "Звездочки". Невдалеке чернели корпуса могучих атомных субмарин, на фоне которых яхта выглядела просто игрушечной. На лицах встречавших, среди которых было немало высоких гостей, съехавшихся на юбилей знаменитой судоверфи, читалось недоумение.

- Какая же она маленькая! — воскликнул Николай Шумков, заядлый яхтсмен, начальник управления федерального космического агентства и главный навигатор России. — Здесь в Белом море глубины небольшие, но волна крутая, нехорошая. Про Баренцево вообще молчу...

Сойдя на берег, герои мгновенно очутились в дружеских объятиях. Капитан доложил об успешном решении задач похода и торжественно вручил Николаю Калистратову "свежевыловленную" семгу. Гендиректор "Звездочки" - большой любитель парусного спорта, страстно желающий его возрождения, заключил:

- Это исконно наше, поморское, дело. Мы должны поддерживать энтузиастов, вовлекать в парусный спорт мальчишек и девчонок. Северодвинск — место довольно суровое, у нас здесь только два плюса — море и люди. А парусный спорт — именно то, что эти плюсы объединяет.

А эти люди — наша гордость! Другой бывалый яхтсмен — Владимир Гинсбург — генеральный директор ОАО "Казанский электротехнический завод", не веря своим глазам, подошел к самому борту "Экспромта", оценивая его размеры. А, услышав доклад командира экипажа Игоря Кравцова о том, что поход к Новой Земле завершен успешно, а флаг "Звездочки" водружен на флагштоке новоземельского гарнизона, в восхищении развел руками: "Да вы, ребята, просто герои!" Редкое судно могло похвастаться таким количеством VIP-персон, встречавших его из похода. Все они съехались на 50-летие "Звездочки", поскольку по роду своей деятельности связаны с этим предприятием. Среди них оказались: Юрий Савченко, представитель администрации Президента России, академик Владимир Пешехонов — директор ФГУП "ЦНИИ "Электроприбор", профессор петербургского МГТУ — Владимир Макаров, Александр Кирьяков, заместитель гендиректора ОАО "Варяг" (Владивосток) и многие другие.

Усталые, но довольные лица яхтсменов, поросшие густой щетиной (кроме юного Артема), стали своеобразным символом наступающего праздника моряков и корабелов. Блаженно улыбаясь, герои неспешно делились впечатлениями. "Нам здорово повезло, сказал Сергей Бармин, — успели проскочить на Новую Землю прямо перед ледяными полями. Было бы обидно больше недели штормовать, чтобы потом, не дойдя несколько миль до Новой Земли, развернуться и топать обратно ни с чем..." На правах старого знакомого спрашиваю Игоря Кравцова, не символизирует ли этот поход завершение его военной карьеры: по слухам, он собирается уходить в запас. В ответ он загадочно улыбается: "В любом случае остаюсь на флоте, будем возрождать парусный флот России!"

Завершаю свой рассказ строками песни, написанной капитаном во время похода.

Вернулись в срок, второго сентября.За нами мили трудные, как рабство.Мы это сделали, друзья, отнюдь не зря,На том стоит морское наше братство!

Сергей Апрелев, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Сергей Апрелев
Сергей Апрелев — моряк, капитан 1 ранга, общественный деятель, историк, кинематографист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить