Партнерство с Индией: выход из технологического тупика

Сергей Иванов и Пранабом Мукерджи Вчера в индийской столице состоялась межправительственная российско-индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял Министр обороны России Сергей Иванов. Другой, не менее важной миссией Иванова называют подготовку визита в Индию Президента России Владимира Путина.

Российско-индийских встреч на таком уровне не было давно. Интерес России в Индии однозначен. В Азиатско-тихоокеанском регионе Индия — самый надежный партнер России, не в пример более предсказуемый, чем Китай, не спешащий в объятия геополитического братства.

Успехи в военно-техническом сотрудничестве с Индией у всех на слуху. По последним данным, которые озвучил в Дели Иванов, с 1960 года объем военного сотрудничества с этой страной составил $33 миллиарда. В ближайшие 5-7 лет по линии ВТС обе страны собираются наторговать более $5 миллиардов. В настоящее время примерно 35% всего объема российского ВТС приходится на Индию.

Однако, кроме значительной доли по экспорту вооружений, в этом нет ничего из ряда вон — с такими же успехами мы продаем все лучшее, что у нас осталось в Китай, Вьетнам, Малайзию, не говоря уже о братьях наших меньших по бывшему Советскому Союзу. На некоторых направлениях продажи растут, Россия находит новые рынки сбыта. Обнадеживают последние достижения в переговорах со странами Латинской Америки. Но что мы продаем? Подавляющее большинство уходящей на экспорт продукции — разработки еще по советским заделам. За 15 лет либеральных реформ не сделано практически ничего нового!

Россия уже начала терять конкурентоспособность по военной технике. Не говоря уже о последствиях деградации военно-промышленного комплекса, в результате которого резко снизилось качество военной продукции (по некоторым данным, рекламации по отечественной технике возросли в десятки раз), Россия начинает уступать по уровню технологическому и концептуальному. Поставляемые на экспорт самолеты в большинстве случаев комплектуются импортной (французской и израильской) авионикой. Понятно, что с технику такой начинкой опасно принимать на вооружение российских ВВС. Ведь в случае обострения международной ситуации Россия может лишиться этих поставок.

Мало надеется на то, что российские высокие технологии станут действительно высокими. И один из выходов, который в качестве приоритетного рассматривает военно-политическое руководство страны — кооперация с государствами, с которыми нас связывают тесные отношения. Вселяют надежду слова Иванова, что в отношениях с Индией ограничиваться схемой "купи-продай" Россия не собирается, отдавая приоритет созданию совместных высокотехнологичных производств, в том числе производству высокотехнологичного оборудования для продажи на рынках третьих стран.

Индия имеет хороший задел в высокотехнологичном секторе, который является одним из быстрорастущих в индийской экономике. Тем более, что опыт проведения совместных ОКР уже имеется. В рамках российско-индийского проекта "БраМос" разработана многоцелевая сверхзвуковая ракета морского базирования нового поколения. Как утверждали разработчики, ракета имеет большой экспортный потенциал. Кстати, одной из тем нынешних российско-индийских встреч будет обсуждение вопроса по реализации этого потенциала.

Наиболее перспективным в двустороннем отношении является осуществление совместных программ в области авиации. Несмотря на бодрые рапорты российских генералов о готовности отечественного авиапрома в течении 5-7 лет создать истребитель пятого поколения, эксперты и представители профильных НИИ и предприятий сомневаются в достижимости этой задачи, называя более реальной датой 2012-2015 года. Для сравнения — американцы планируют начать массовое производство нового истребителя уже через четыре года.

Вместе с тем, представители ОАО "Компания "Сухой", а также ряд военных чиновников отмечали, что зарубежное (в частности, индийское) участие в проекте истребителя пятого поколения может ускорить процесс его создания и позволит начать его производство на рубеже первого десятилетия века.

К настоящему времени Россия предложила принять участие в создании самолета Индии и Франции. Как сообщил ранее журналистам в Нью-Дели российский министр обороны Сергей Иванов, скорее всего разработка и создание истребителей 5-го поколения будет вестись с Индией.

Перспективен и проект совместной разработки и производства многофункционального военно-транспортного самолета на базе Ил-214 при участии Hindustan Aeronautics Limited (HAL), конструкторского бюро Ильюшина и корпорации "Иркут". Важность этой кооперации заключается в том, что при текущей динамике к 2015 году из-за выбытия воздушных судов военно-транспортная авиация ВВС РФ сможет удовлетворить только 40% потребности вооруженных сил в воздушных перевозках. Совместная работа над современным "транспортником" может закрыть грядущий пробел.

На пути партнерства в области разработки вооружений есть немало проблем. В частности, до сих пор нет межправительственного соглашения об охране интеллектуальной собственности. По словам министра обороны, четыре года идут разговоры о необходимости подписания соглашения о взаимной защите интеллектуальной собственности, два года согласуется с индийской стороной текст документа, но результата нет. "Мы не можем себе так просто позволить передавать технологии, которые иногда стоят дороже, чем сама продукция", — заявил Сергей Иванов.

Вчерашняя встреча принесла свои плоды и в этом направлении, пусть даже на декларативном уровне. Министр обороны Индии Пранабом Мукерджи сообщил на пресс-конференции в Нью-Дели, что первоначальный вариант проекта российско-индийского соглашения об охране прав интеллектуальной собственности будет готов уже в январе 2005 года,

Судя по всему, руководство страны трезво оценивает значение отношений с Индией для будущего России. Если верить озвученной РИА "Новости" информации, что Россия готова навсегда отказаться от сотрудничества с Пакистаном в военной сфере, если Индия полностью учтет интересы РФ в сфере военно-технического сотрудничества, то речь может идти о стратегическом партнерстве. Возможно, оно будет той нитью Ариадны, которая выведет России из надвигающегося технологического тупика.