Теория заговора

В субботу, 4 сентября, Президент России Владимир Путин выступил с обращением в связи с трагедией в Беслане (с полным текстом обращения, а также комментариями читателей, вы можете ознакомиться здесь ). Череда терактов, накрывшая Россию в последние дни подвигла главу государства сделать ряд нестандартных заявлений.

Это обращение Владимира Путина, судя многим признакам, выбивается из общего ряда официальных речей и, возможно, знаменует собой намерение осуществить коренные изменения во внешней и внутренней политике страны. Формально обращение Президента адресовано гражданам России, но само содержание значительной его части не оставляет сомнений: один из главных адресатов обращения — страны Запада и прежде всего США.

Президентом было открыто заявлено, что руководство страны считает Россию геополитическим наследником СССР, и не смирится с иной, навязываемой ему ролью. Путин откровенно сожалеет о распаде "огромного, великого государства", но указывает, что "несмотря на все трудности, нам удалось сохранить ядро этого гиганта" - Российскую Федерацию.

Анализ внешнеполитической части выступления следует, наверное, начать с того, что в нем сказано не было. А не было — многократно повторявшихся в последнее время заверений в адрес Запада в том, что мы ведем общую борьбу с мировым терроризмом. Этот факт говорит о многом: ведь еще совсем недавно такие заверения были общим местом любых официальных выступлений госслужащих России на тему терроризма. Зато появилось другое, действительно сенсационное положение.

Президент во всеуслышанье объявил: "Наша страна — с некогда самой мощной системой защиты своих внешних рубежей — в одночасье оказалась не защищенной ни с Запада, ни с Востока". Впервые за последние годы высшее государственное лицо России открыто заявило об угрозе с Запада! Причем, это было облечено в форму само собой разумеющегося утверждения.

Президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров считает, что Путин так и не объяснил народу, что именно спровоцировало войну, и действительно она началась сейчас, "а не, к примеру, в 1999 году", кто несет ответственность за то, что террористы сумели осуществить свои планы. "Психологи давно установили, что сильный человек ищет причины возникающих проблем в себе, а слабый — вовне", — отмечает Сатаров. Поэтому намеки Путина на возможную причастность Запада к терактам Сатаров считает попыткой объяснить происходящее самым легким способом — "теорией заговора".

Президентское обращение к нации было недостаточно конкретным и жестким, считает политконсультант Олег Матвейчев: "Люди ждали клятвы наказать террористов и тех, кто их послал. Нужно бы сказать что-то и про ответственность силовиков, если их тем более собираются усиливать".

Какие конкретные шаги за этим последуют


Мартагов Руслан Магомедович, экс-министр печати Чеченской Республики при Кошмане:

Захват заложников в Беслане — это продолжение Чеченской войны и необдуманной политики проводимой руководством России на Северном Кавказе. От перестановки мест слагаемых, сумма не меняется. Пока такие коррумпированные чиновники, как бывший министр МВД Рушайло и бывший начальник Генерального штаба Квашнин, будут переводиться с одного теплого места на другое или уходить спокойно в отставку, которая гарантирует им неприкосновенность и хорошее госсодержание (дача, машина и т.д.) ни в Москве, ни в Чечне ничего не измениться. Я неоднократно говорил, что подобных им, надо допрашивать в Лефортово, а не перебрасывать с места на место.

Что же касается создания новой силовой структуры, ее можно создавать, но весь вопрос в том, что за люди будут руководить и работать в ней. На мой взгляд, президент России должен вернуть на службу тех честных офицеров КГБ, что служили в этой системе во времена застоя, когда любой намек на то, что офицер спецслужб России берет взятки, карался самым строгим образом.

Леонов Николай Сергеевич генерал — лейтенант БГУ КГБ СССР запаса:

Я думаю, что спрашивать за Беслан надо и с руководства спецслужб и с администрации президента, а также с тех, кто еще в 90-х годах принял в Верховном Совете закон о помиловании репрессированных кавказских народов, тем самым практически дав волю всяким национальным элементам с Кавказа осесть в Москве. После его принятия начались отмены регистрации в Москве лиц кавказской национальности. Затем уже после развала СССР правительство, и особенно мэр Москвы Лужков, стали продавать в Москве квартиры в элитных районах кому попало за большие деньги, разрешили торговлю на всех рынках Москвы различным бандитским группировкам, в которые как раз и входили чечены, ингуши и прочие выходцы с Кавказа. Так что нечего удивляться тому, что теперь в Москве гремят выстрелы и взрывы.

Жардетский Александр Владиславович, вице-адмирал до августа 1991 года возглавлял 3-й главк КГБ СССР (военная контрразведка):

Все что случилось в Беслане и в Москве, это продолжение той политики, что проводилась российским руководством с 1991 по сегодняшний год. Снятием ряда чиновников силового блока нельзя ограничиться. Необходимо проводить более тщательную аналитическую и оперативную работу, как на территории России, особенно на Кавказе, так и за рубежом в странах Ближнего Востока, откуда на Северный Кавказ распространяется влияние террористических группировок в виде денег и литературы. Что касается новой силовой структуры, которую задумал создать президент , хочу заметить, что Управление по Северному Кавказу, которое могло бы проводить работу подобную той, что я вам уже сказал, хотели создать в МБ при Баранникове еще в 1992 году, но так и не создали. Время покажет, насколько новая служба сможет помочь в обеспечении безопасности России. Я поддерживаю ее создание при условии, что этому управлению (службе) будут подчиняться все силовые структуры Северного Кавказа, в частности местные силовики, а также с этим управлением будут делиться своей информации все силовые структуры, особенно ГРУ. Начальник данной силовой структуры будет подчиняться только директору ФСБ.

Торгов Николай Александрович, 2- главк КГБ СССР в отставке :

За случившееся в Беслане, на мой взгляд, должны отвечать министры силового блока, поскольку если бы их замы не были причастны к коррупции, то случившегося бы не произошло. Я думаю, что террористы могли воспользоваться тем, что местное управление МВД и ФСБ в Осетии может быть наводнено их родственниками или знакомыми. Они за взятки могли пропустить их до любой географической точки в России. Необходимо создать особую силовую структуру на Северном Кавказе, которая курировала бы работу МВД, ФСБ, МЧС прокуратуры, и, как бы не показалось это кому-то жестоко, карать тех, кто вступает в сговор с террористами. А руководитель силовой структуры, который курирует местные службы, должен быть подчинен директору ФСБ и быть одним из его замов.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить