Игры кончились

Министр обороны США Дональд Рамсфелд проинформировал своего российского коллегу Сергея Иванова о планах масштабной передислокации американских войск, которые предусматривают в ряде случае передвижение военных баз ближе к границам России.

Об этом, по данным АР, Рамсфелд сообщил журналистам в самолете на пути домой после встречи в Санкт-Петербурге с Ивановым в минувшие выходные.

Решения в этой области будут приниматься еще "в течение четырех, пяти или шести лет" и "крупного объявления и передвижения (формирований ВС США) не будет", уточнил министр. "Мы хотим, чтобы наши силы находились там, где они нужны, где у нас есть соответствующие юридические договоренности (с иностранными правительствами). Мы хотим иметь больше возможностей использовать свои войска", — подчеркнул Рамсфелд.

В течение ближайших лет несколько десятков тысяч солдат американской армии в рамках передислокации будут переброшены со старых баз (в основном в Германии) на новые — в том числе на те, как сказал Рамсфелд, которые будут созданы по итогам соглашений с новыми союзниками в азиатских странах бывшего СССР. Часть военнослужащих планируется вернуть в США.

Новые базы будут небольшими, с малочисленными контингентами. Но число солдат в случае необходимости может быть оперативно увеличено.

Глава Пентагона не считает, что предстоящая передислокация американских войск способна каким-либо образом осложнить отношения Вашингтона и Москвы. "Отношения хорошие, и они развиваются. Вообще-то, мы будем снижать численность некоторых наших сил, размещенных в северной части Европы", — сказал Рамсфелд.

Стоит заметить, что сообщения о планах передислокации американских войск — самой крупной операции ВС США со времен окончания Второй мировой войны — появились больше года назад. Тогда же были названы и страны Восточной Европы, которые были готовы принять американские войска — Польша, Болгария и Румыния. Правительства этих государств выразили принципиальное согласие на размещение американских баз — вопрос упирается в технические детали, вроде платы за аренду используемой территории, сроков размещение баз и т.д.

Впрочем, уже тогда были высказаны предположения, что временные американские базы в среднеазиатских государствах, созданные три года назад в рамках подготовки операции по свержению режима талибов в Афганистане, станут постоянными. Вашингтон не скрывал своей заинтересованности в этом, поскольку размещение американских войск в этом регионе позволяет держать под контролем не только Афганистан, но и Иран (который США подозревают в разработке ядерного оружия), Пакистан (где ядерное оружие уже имеется и где сильно влияние исламских радикалов), а также восточные районы Китая (где сильно развиты сепаратистские настроения среди уйгуров).

Власти среднеазиатских государств — Узбекистана, Киргизии, Таджикистана — в свою очередь также заинтересованы в американском присутствии, видя в ней защиту от местных радикальных исламистов. Правда, обоюдная заинтересованность имеет определенные границы. США неоднократно критиковали местные режимы за нарушения прав человека и ограничение политических свобод. До поры до времени эта критика звучала приглушенно, но сейчас растает с новой силой. Например, в июле Госдепартамент США приостановил выделение помощи Узбекистану (18 млн. долларов) в рамках программы по "развитию демократии и свободной экономики" - как раз по причине отсутствия таковых. Но буквально на днях председатель Объединенного Комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майерс во время своего визита в Ташкент объявил о выделении дополнительных ассигнований (21 млн. долларов) на создание эффективной системы защиты от биологического терроризма. Так что пока дипломаты критикуют Ташкент за отсутствие демократии, военные всеми способами пытаются заручиться поддержкой узбекских властей.

Между тем, остается открытым вопрос, чем планирующаяся передислокация баз угрожает России? В военном смысле, скорее всего, ничем. По крайней мере, в обозримой перспективе. Особых комментариев из Москвы на заявление Рамсфелда не последовало. Да и что, собственно, комментировать, если о планах передислокации известно уже давно?

Зато в плане политическом и экономическом появление американских баз в среднеазиатских странах со всей остротой ставит вопрос о перспективах сохранения российского влияния в этих государствах. Сейчас у власти находятся политики, хорошо помнящие времена СССР, учившиеся и работавшие в Москве и других (ныне российских) городах. Но что будет, когда произойдет смена поколений? Если первые пытаются балансировать между Москвой и Вашингтоном, то пример вторых заставляет усомниться в их склонности к компромиссам. Причем не похоже на то, чтобы Москва, в отличие от Вашингтона, думала на перспективу. И появление в Ташкенте или Душанбе местного героя очередного варианта "революции роз" опять станет для России сюрпризом.

И еще один вопрос, скорее из разряда риторических, но тем не менее — какова бы была реакция американских властей, если бы Москва вдруг объявила о возвращении базы на Кубу? Сказал бы тогда Дональд Рамсфелд, что отношения между США и Россией хорошие?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить