Без меня меня женили - 9 июня 2004 г.

Совет безопасности ООН преподнес подарок американскому президенту, принимающем в эти дни на острове Си-Айленд лидеров "Большой восьмерки" - единогласно принята резолюция, посвященная урегулированию кризиса в Ираке. Все 15 членов Совбеза проголосовали за проект документа, внесенного США и Великобританией.

Джордж Буш, узнав о принятии резолюции, назвал это событие "великой победой иракского народа". Что американский президент хотел сказать этой фразой, понять довольно сложно, если учитывать, что с мнением самих иракцев при подготовке резолюции считались в последнюю очередь. Но главной цели Вашингтон достиг — теперь ответственность за стабилизацию обстановки в Ираке лежит не только на США, но и на всем мировом сообществе.

На первый взгляд, иракское правительство наделяется достаточно обширными полномочиями. Настолько обширными, что само понятие "оккупация" применительно к Ираку в скором времени будет звучать неактуально.

В частности, принята предложенная Францией поправка, согласно которой иракское правительство сможет контролировать ход военных операций многонациональных сил на территории страны. Первоначально те же французы предлагали предоставить иракскому правительству право вето на проведение военных операций коалиционными силами. Однако данное предложение принято не было.

В соответствии с резолюцией, командование коалиции будет письменно оповещать правительство Ирака о планах операций. Кроме того, в итоговом варианте резолюции четко прописано, что оккупационные войска должны будут покинуть Ирак, если такая просьба поступит от правительства страны после передачи ему суверенитета. Впрочем, уже известно, что как минимум до конца 2005 года коалиционные войска в Ираке останутся. Вряд ли новое иракское правительство возьмет на себя ответственность за наведение порядка в стране, даже если очень этого захочет. На это сейчас просто-напросто нет ни сил, ни средств. Можно, конечно, форсировать подготовку кадров для полиции и армии, но печальный пример Афганистана, который уже не первый год пытается при активной помощи НАТО создать собственную армию, не вселяет особого оптимизма на этот счет. То есть, конечно, армию-то создать можно очень быстро, но только неизбежно возникают вопросы:

1) насколько она будет боеспособна?
2) И как солдаты этой армии будут бороться с партизанами, тоже иракцами?

Впрочем, иракское правительство само прекрасно осознает эту проблему. И наверняка не будет настаивать на немедленном выводе оккупационных войск.
Помимо вопросов обеспечения безопасности, резолюция наделяет иракское правительство правом свободно и самостоятельно определять политическое будущее страны и контролировать все финансовые и природные ресурсы. При этом правительство страны обязуется приложить все усилия для создания "демократического Ирака, в котором полностью соблюдаются политические свободы и права человека". Правда, опять-таки остается без ответа вопрос, что будет в том случае, если с соблюдением свобод и прав человека возникнут проблемы. Кто и как будет принуждать иракское правительство следовать взятым на себя обязательствам, если вдруг в этом возникнет необходимость? Например, станет Ирак исламским государством, наподобие соседнего Ирана... И что тогда? А ведь госсекретарь Колин Пауэлл недавно заявил, что в США примут любую форму политического управления страной, которую предпочтут иракцы. Но тогда говорить о соблюдении "политических свобод и прав человека" в их западном понимании вряд ли будет возможно.

С принятием резолюции ответственность за происходящее в Ираке ложится не только на США, но и на все мировое сообщество. Изменится ли после этого ситуация в Ираке к лучшему? На этот вопрос пока никто ответа дать не может, хотя все без исключения политики, так или иначе прокомментировавшие принятие резолюции, выражают надежду, что перемены к лучшему будут. Теперь остается дождаться 30 июня, когда власть перейдет в руки иракского правительства. По событиям, которые последуют за этой датой, можно будет сказать, сколь долго еще продлится кризис в Ираке.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить