Как пенсионер «достал» власть

Ветеран военно-кораблестроительного Севмашпредприятия (Северодвинск, Архангельская область) Валерий Федорович Мальцев – своего рода разведчик: делает важное для тысяч ветеранов дело, но остается неизвестен. Герой невидимого фронта. Совершенно добровольно взваливает на себя решение острейших социальных проблем и начинает докапываться до сути, продираясь сквозь джунгли законодательных противоречий. Атакует одну инстанцию за другой, как капля точит камень. Как ни странно, ему кое-что удается. 245 часов – на справедливость.

Тому есть письменные свидетельства. Вот одна из папок, озаглавленная: “Переписка о присвоении звания “Ветеран труда” награжденным общесоюзным знаком “Победитель социалистического соревнования”. Истоки проблемы в 1995 году. 12 января президент РФ подписал закон “О ветеранах”, 7 мая указом президента утверждены порядок и условия присвоения звания (я бы и не приводила даты, если бы они не играли столь значительную роль в этой истории). А 10 ноября того же года последовало разъяснение Минтруда и Минсоцзащиты РФ “О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания “Ветеран труда”. Совместное письмо двух министерств на пять лет за-крыло шлагбаум былым “победителям” на пути получения положенного им по закону звания “Ветеран труда”. Сыграло роль бюрократическое крючкотворство: удостоверения-де подписали руководители не министерств, а предприятий. Так и царила несправедливость, пока в январе 2000 года за дело не взялся Мальцев. Опубликовал в “Северном рабочем” объявление с обращением к “ударникам” звонить ему. Откликнулось 86 человек. Основательно изучив и подшив в папочку решения Минтруда и ЦК профсоюза, Министерства судостроительной промышленности СССР, Мальцев занялся перепиской с высокими инстанциями. От него шли письма прокурорам, в управления соцзащиты, Министерство юстиции, на телеканал “Россия”, вице-премьеру В. Матвиенко. Трогательно выглядят простодушные строки письма, посланного на имя президента России: “Здравствуйте! Вас беспокоит из Северодвинска Мальцев Валерий Федорович...” И вот 29 ноября 2000 года было подписано постановление администрации области о присвоении звания “Ветеран труда” этой категории граждан. “Правда, – уточняет Валерий Федорович, – мне это стоило четырех месяцев упорной работы, затрачено 245 часов”. Случился, впрочем, разрыв во времени. В апреле, когда документ уже был готов, не хватало только подписи начальника областного финуправления (“дважды встречался, но не смог уговорить”), Мальцев с женой уехал в деревню. Вернувшись осенью, узнал, что последней подписи так и не поставлено.
“Три организации: совет ветеранов Севмаша, город-ской совет ветеранов и администрация города не смогли за семь(!) месяцев добиться выхода в свет документа. С 21 по 27 ноября я добился, чтобы постановление было подписано. Около двух тысяч пенсионеров области получили наконец звание “Ветеран труда”, в том числе около 300 северодвинцев, из них около ста корабелов Севмаша. А после обращения к Матвиенко и ее вмешательства в августе 2001 года Минтруда и Минсоцзащиты отменили свое незаконное, не прошедшее в Минюсте письмо от 10.11.95 г.”.
Так что теперь своими льготами могут пользоваться ударники всей России. Кстати, из 86 человек, входящих в список Мальцева, потом позвонили ему и поблагодарили только двое. Но он относится к человеческой забывчивости философски и потому не обижается.

Хобби против бюрократов

 

Валерий Федорович отдал Севмашу 34 года жизни. Работал в отделе капитального строительства, занимался вопросами снабжения. Но чем бы ни занимался, всегда оставался образцом активного общественника социалистической эры: занимал разные должности в комсомоле и вырос до секретаря комсомольской организации заводоуправления. Вел “Комсомольский прожектор”, был замом председателя профкома заводоуправления, председателем Добровольного спортивного общества, народным контролером. На ниве деятельности охраны народного добра вошел в конфликт с начальством и был подвергнут “репрессиям” местного масштаба. Коллеги называли его беспартийным коммунистом из-за его постоянного стремления добиваться справедливости и честности. Выше ни в должности, ни на общественной работе не поднялся

. Говорит: “Там уже уровень дипломатии другой. А у меня настойчивость. Если правоту свою чувствую, иду до конца. Пусть меня убедят, что я не прав, но и я ищу новые аргументы”. Оказавшись в новой эпохе и на пенсии, Мальцев понял, что добиваться справедливости – это его хобби. И ежедневно как на работу отправляется по инстанциям.
В его послужном списке по пунктам перечислены “дела”. Например, под номером 2. “До апреля 2001 года 19 тысяч пенсионеров не могли получить положенные им удостоверения “Ветеран труда”. В январе я взялся за решение этой проблемы, и к середине апреля было получено 10 тысяч удостоверений, а к середине мая еще 10 тысяч. Огромное спасибо за содействие депутату муниципального совета Сергею Борскому. Меня только удивляет, почему из 19 тысяч пострадавших из-за отсутствия документа человек не нашлось энтузиаста пробить этот вопрос. Тем более что многих (меня – нет) коснулось отсутствие этих корочек”.
Валерий Федорович письменно обратился к руководству, профкому, совету ветеранов и профкому ветеранов Севмаша с предложением “повысить размер материальной помощи (выделяют два раза в год всем неработающим ветеранам) тем, кто, дорожа званиями “Ветеран предприятия” и “Почетный ветеран предприятия”, не имеет прав ни на какие льготы, поскольку не подпадает ни под областной, ни под федеральный законы о ветеранах. Таких на тот период было 700 человек. После интенсивной работы, при первоначальной поддержке совета и профкома ветеранов, администрация предприятия издала приказ об увеличении суммы матпомощи на 50 и 100% начиная с 2002 года. Спасибо большое администрации завода!”

Душой по бездушию

 

Не всегда Мальцеву сопутствует удача. Но он не сгибается. Следующей его головной болью стало предоставление льгот участникам боевых действий в горячих точках. “Напомним, закон о ветеранах вышел 1 января 1995 года. Закон об отнесении к этой категории граждан, воевавших в горячих точках, принят только 27 ноября 2002 года. А льготы и права (18 видов) по п. 1 статьи 16 основного закона ветеранам боевых действий должны быть предоставлены с января 2004 года. Прочитав в “Северном рабочем” заметку “Боевых ветеранов станет больше” о том, что ребята, воевавшие в горячих точках, не могут воспользоваться своими льготами, поскольку не отпечатаны соответствующие удостоверения, он не согласился с традиционным выводом: “Вопрос, как известно, упирается в финансы”.
– Вопрос упирается в бездушие. Власть нам ничего не отдаст просто так. Нужно уметь самим отстаивать свои права.
До этого он и представления не имел об общественной организации “Грозный”. А тут познакомился с ее лидером Виталием Корнеевым, предложил свою помощь. И новые письма пошли по инстанциям: в УВД, управление социальной защиты, мэру, губернатору, депутатам, полпреду И. Клебанову и самому В. Путину. Написал даже Жириновскому. С сожалением констатирует, что от многих получил лишь отписки. При Мальцеве заместитель мэра Василий Дюкарев вышел на члена Совета Федерации Юрия Сивкова. Восхищается: “Позвонил по мобильнику, договорился о встрече. Что значит современная техника! А мое письмо бы месяц ходило”. Как видно из газетных публикаций, дело сдвинулось с мертвой точки. Администрация области разработала временный порядок предоставления льгот. Утвержден образец справки, дающий право на льготы, в связи с отсутствием удостоверений. Ветеранам выдают справки. Валерий Федорович не может смириться, что права молодых ребят, защищавших интересы государства, так дискриминированы бюрократической волокитой. И он переживает, не спит ночами. Жена его Валентина Васильевна, такая же в свое время активная общественница, пытается успокоить мужа, умерить его энтузиазм. В 1998 году он перенес инфаркт, и излишние переживания здоровья не прибавляют. “Твое хобби тебя до другого инфаркта доведет”. Мальцева же волнует позиция официальных общественных организаций. Он считает, что они не очень настойчивы в решении серьезных проблем! И предлагает активным деятельным людям объединиться и добиваться своих прав сообща. Свой опыт он готов положить на алтарь борьбы с бюрократизмом и равнодушием.

Раиса Евглевская, “Северный рабочий”