Тяжба двух Геннадиев

Кто кого перепатриотит?
Тема хоть и набившая оскомину, но, тем не менее, актуальная и неисчерпаемая — что там, на левом фланге? Состоявшийся на днях так называемый Конгресс патриотических сил, вновь всколыхнул волны над тихой заводью прибежища народных патриотов. Кому-то начало уже было казаться, что после разгромного проигрыша КПРФ на минувших парламентских выборах, партия потихоньку выходит из кризиса. "Глазьевскую" опасность удалось минимизировать, с администрацией президента договориться, чтобы не просто перестали "мочить", но и помогли с пиаром на ТВ.

Но нет — болезнь лишь была загнана вовнутрь, и после 14 марта ее симптомы проступили с новой силой. В сущности, заинтересованные сторонники и наблюдатели так и не получили ответа ни на один из вопросов, тревожащих левую часть общества, которые, если прибегнуть к словам А.С.Пушкина, можно сжать до одного — "куда нам плыть?". А, вспомнив более современного поэта, — В.В.Маяковского можно сказать и так — "ЛЕФ или блеф?".

Впрочем, это не совсем корректно, поскольку левая идея в современной России тесно переплетена с патриотической, что, кстати, не вполне соответствует мировой тенденции. Синтезом социальных устремлений и почвеннических идей должен был стать по замыслу устроителей Народно-патриотический союз России (НПСР), созданный аккурат после президентских выборов 1996 года, на которых (теперь в это уже с трудом верится) Геннадий Зюганов поучил 40%. Те, кому претило быть коммунистом, но кто считал себя патриотом, мог вступать туда.

Однако гибрид родился нежизнеспособным. Краеугольным камнем его всегда была КПРФ, остальные участники НПСР мыслились лишь как добавления к ней. Так была заложена первая мина под основание всей конструкции. Вторую мину заложил сам Г.Зюганов, пригласив возглавить исполком НПСР миллионера Геннадия Семигина. На этом факте стоит остановиться особо. Помнится, когда в 1999 году были опубликованы первые списки прошедших в Государственную Думу, я никак не мог найти никаких сведений о некоем молодом (тогда ему было 35 лет) депутате Г.Н.Семигине, главы какого-то некоммерческого фонда с ничего не говорящим названием. Но неожиданно именно его фракция рекомендует на пост вице-спикера, отмечая, что если Селезнев выиграет выборы губернатора Московской области, то он может стать его наследником. Вскоре Геннадий Семигин рекомендуется и избирается председателем Исполкома НПСР.

За что? почему? На этот немой вопрос, который, казалось, вырывался из уст тысяч членов КПРФ и НПСР, никто в тот момент не дал внятного ответа. Именно тогда Зюганов под свою личную ответственность, протащил тезку на самые высшие оппозиционные должности, не раскрывая причин данного поступка. А ведь было очень удивительно, что человек, о котором ровным счетом не было никому и ничего неизвестно, вдруг взлетает так скоро и высоко.

Теперь за эту тайную и непрозрачную сделку, поставившую под вопрос авторитет всего высшего руководства КПРФ, Геннадию Зюганову предстоит отвечать, но он предпочитает, увы, перекладывать с больной головы на здоровую, будто бы не он лично причастен к взлету Семигина. Что плохого было бы в том, если б в 2000 году лидер партии публично объявил об услугах, оказанных КПРФ Семигиным, сняв все недоуменные вопросы. Мол, да, Геннадий неизвестен широким партийным массам, но он помог нам тем-то и тем-то, за что и доверяется ему столь почетный пост.

Нынешний кризис в КПРФ — в том числе и расплата за тайную иезуитскую непубличную политику ее вождей, которые сами оказались ее заложниками.
Много вопросов и к Геннадию Семигину. Если он так жаждет стать публичной фигурой, то отчего все четыре года своего вице-спикерства ни дал фактически ни одного интервью, не выступал на собраниях, не ездил встречаться с избирателями в регионы? Его никто даже в партии не знает в лицо. Удивительная черта для политического деятеля! Не понятны и скупые сведения о бизнес-интересах Семигина. При слове "Ходорковский" перед глазами встает "ЮКОС", при упоминании Потанина — "Норникель". Если спустится на думский уровень, то Южилин — это Санкт-Петербургский морской порт, Эренбург и Ашлапов — "Базэл" и так далее. Что надлежит вспоминать при имени Семигина, где распределены его бизнес-активы, какие конкретно заводы, типографии, банки ему принадлежат? Нет ответа. Зачем честному бизнесмену таиться, и скрывать свое дело?

Как бы там ни было, но ситуация в конце-концов получилась следующая, — у Зюганова нет сил, чтобы переподчинить себе вышедшее из-под контроля образование, а у Семигина нет возможности сохранить за собой надолго НПСР, неизбежно должный рухнуть после выхода из него КПРФ. Судя по всему, КПРФ решила вообще закрыть некогда перспективный проект. В этом свете становится понятными цели Семигина — организатора Конгресса патриотических сил. Не имея пока возможности перехватить лидерство в КПРФ, он, опасаясь остаться вообще безо всего, решил создать то, что можно назвать НПСР-2.

Затея понятная, но что может получить Семигин на выходе? Сам по себе НПСР (НПСР-2,3) малоавторитетен и малоизвестен. Раскрутить его, полностью избавившись от контроля коммунистов, Семигин вряд ли сможет. Вспомним его затею "теневого правительства" народно-патриотических сил, с пафосом презентованного общественности. Кто знал хоть одного министра? Если в Великобритании "теневой кабинет" - действительно "сила", то в России подобная затея провалилась с треском. В силу своего социального происхождения и страха перед публичностью, Семигин вообще не способен стать объединяющей силой. Его удел — быть "серым кардиналом", или тайным казначеем, обладателем туго набитого мешка.

Скорее всего, уже летом пути двух Геннадиев окончательно разойдутся. КПРФ останется под контролем Зюганова, растеряв еще некоторое число депутатов из своей фракции, и активистов на местах. Семигин создаст новый вариант НПСР, который будет малозначим, и являть собой дорогую игрушку предпринимателя-политика. Те же, кто бросят вызов власти в 2007-2008 гг., еще сами не знают о том, что их ждет.

Максим Артемьев

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить