Люди настолько глупы, что их надо насильно вести к счастью

Ровно год прошел с того момента, как США и их союзники по коалиции начали вторжение в Ирак. Сама война продолжалась недолго, практически ни у кого не было сомнений, что режим Саддама Хусейна не устоит под ударами союзников. Что и произошло – прежнее правительство Ирака пало за считанные недели и уже 1 мая Джордж Буш на борту авианосца объявил об окончании активной фазы боевых действий. Вашингтон торжествовал, арабский мир впал в какое-то оцепенение после бесславного поражения Саддама. А все остальные страны – как поддержавшие войну, так и протестовавшие против ее начала – принялись гадать, что будет дальше: какую награду получат союзники США, какое наказание понесут оппоненты. Торжество американской политики казалось настолько очевидным, что никто особо не рассуждал на тему, почему это Вашингтон кого-то должен поощрять за правильный подход к делу, а кого-то наказывать. Победителей, как известно, не судят. Особенно, если, как это казалось в первые дни после победы, у победителя на руках  все козыри – как в политическом, так и экономическом смысле.

США и сопротивление
Впрочем, довольно быстро эти иллюзии рассеялись. Стало понятно, что американцам и их союзникам Ирак доставляет массу проблем. Прежде всего,  речь идет о нападениях на солдат коалиции. Партизанское движение в Ираке вряд ли можно назвать всенародным. Скорее это были отдельные вылазки бывших членов партии «Баас», сотрудников прежних спецслужб и «федаинов Саддама». Трудно сказать, насколько многочисленно и организованно движение иракского сопротивления. Скорее всего, число активных участников сопротивления не превышает нескольких тысяч человек. Которые, к тому же, опираются в основном на поддержку иракских суннитов, проживающих в центральной части страны и находившихся при Саддаме в более привилегированном положение, чем, скажем, шииты. Хотя даже этого количества бойцов сопротивления достаточно, чтобы сильно осложнить жизнь оккупационной армии.
Собственно, так и происходило в первые месяцы после окончания «активной фазы боевых операций». Сообщения о нападениях на американских военнослужащих стали поступать чуть ли не ежедневно. В результате из 586 погибших в Ираке солдат и служащих более 75% из них погибло после первомайского выступления Джорджа Буша на борту «Авраама Линкольна».
Вместе с тем, стоит отметить, что если бы иракское сопротивление было чисто национальным, то рано или поздно оккупационные власти скорее всего с ним бы справились. Так или иначе, но практически все высшие руководители прежнего режима, которые могли бы организовать и координировать сопротивление, за прошедший год были арестованы. За время правления Саддама Хусейна иракцы разучились проявлять инициативу. Проще говоря, что начальник скажет, то подчиненный и сделает (при этом начальник еще должен проконтролировать, насколько полно выполнено его указание). Жить без «руководящей и направляющей» руки Саддама и его чиновников иракцы не привыкли.
Однако быстро нашлись люди, которые перехватили, если так можно выразиться, руководство сопротивлением. В общем-то, неважно, вездесущая это «Аль-Каида» или представители каких-то других радикальных исламских группировок. Факт остается фактом – Ирак стал одновременно и базой, и полем деятельности тех людей, которых принято называть «международными террористами». США (да весь Запад) для них абсолютное зло и в борьбе с этим «злом» допустимы любые средства.
Характерно, что за последние полгода постепенно поменялось тактика сопротивления (хотя скорее всего это явление уже трудно назвать «сопротивлением», которое в первую очередь подразумевает борьбу с оккупантами). Жертвами атак в основном становятся ни в чем не повинные люди, а не солдаты американской армии. Число погибших мирных граждан Ирака после каждого подобного теракта достигает десятков, а то и сотен человек. Цель вполне очевидна – посеять вражду между шиитами, суннитами и курдами, спровоцировать гражданскую войну и хаос. И, тем самым, доставить еще большие проблемы оккупационным властям (которым до сих пор удается удерживать Ирак от сползания к гражданской войне). Принесет ли такая тактика успех террористическим группировкам? Пока ответ на этот вопрос неочевиден. Но очень часто бывает так, что лидеры иракских национальных и религиозных общин (особенно шиитов) обвиняют администрацию Пола Бремера в неспособности обеспечить безопасность в Ираке. Американцам пока удается держать эти проявления недовольства под контролем. Но для того, чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо разгромить террористическое подполье, присвоившее себе право выступать под лозунгами освобождения Ирака. А это задача гораздо более сложная, нежели победа над армией Саддама Хусейна.

Будущее иракское государство
Надежды на стабилизацию ситуации в Ираке связаны с передачей всей полноты власти в руки национального правительства. В настоящее время в стране действует Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ), созданный с подачи американской администрации. О какой-либо самостоятельности этого органа власти говорить не приходится. Все более-менее важные вопросы членами ВУСИ приходится согласовывать с оккупационными властями. Авторитет временного совета среди самих иракцев не очень высок. Во многом потому, что часть членов ВУСИ долгое время находилась в эмиграции и до недавнего времени была абсолютно неизвестна большинству иракцев. Прибыв в «обозе» коалиционных сил, бывшие эмигранты и не могли вызвать к себе большой симпатии хотя бы по одной этой причине. Таких политиков не любили никогда и нигде. Ирак в этом смысле не является исключением.
Другое дело лидеры шиитов, которые долгое время тоже находились в эмиграции. Только не в США или Европе, а в Иране. Они пользуются безусловной поддержкой и авторитетом среди шиитской общины (60 % жителей Ирака). Долгое время иракские аятоллы боролись против режима Саддама Хусейна. Однако это обстоятельство совершенно не делает их естественными союзниками США. Лидеры шиитов относятся к американцам если не враждебно, то весьма сдержанно. Шииты прекрасно понимают, что без помощи американской армии они ни за что не справились бы с прежним режимом. Но одновременно с этим, шииты требуют, чтобы оккупационная администрация свела до минимума вмешательство во внутренние дела страны и не препятствовала созданию в Ираке исламского государства.
Полу Бремеру и чиновникам его администрации с большим трудом удалось убедить лидера шиитов Али аль-Систани не строить новое законодательство Ирака на законах шариата. Из-за этого чуть не было сорвано принятие временной конституции страны. После долгих споров аль-Систани и его сторонники согласились принять доводы американцев. Но это временная уступка. Впереди работа над постоянной конституцией. А здесь возможности американцев будут ограничены –  30 июня переходная конституция вступит в силу, с 1 июля оккупационный режим формально прекращает свое существование и американцы потеряют право вето, к которому Пол Бремер был вынужден прибегнуть, когда иракцы приняли «не тот» вариант временного основного закона.
Единственная национальная община, на поддержку которой американцы могут рассчитывать, это курды (20% населения страны). Благодаря помощи оккупационной администрации курды добились широкой автономии в составе Ирака. Нет никаких сомнений, что Вашингтон и дальше будет стараться укрепить влияние среди курдов (коль скоро с шиитами не получается) дабы иметь точку опоры в Ираке. Правда, действовать придется очень тонко, поскольку опасность межнациональных столкновений остается весьма значительной.
Скорее всего, в будущем Ирак станет федеративным государством трех главных национальных и религиозных общин – шиитской, суннитской и курдов. Это единственный путь избежать развала страны.

США и ООН
Большую помощь в деле создания этого государства американцам могла бы оказать Организация Объединенных наций. Могла бы, но не оказывает… И дело даже не в том, что при подготовке войны администрация Джорджа Буша отнеслась к мнению ООН, мягко говоря, пренебрежительно. Просто оккупационные власти неохотно идут на то, чтобы поступиться частью своих обширных полномочий в пользу ооновских чиновников. То есть американцы согласны, чтобы ООН помогла создать новое иракское государство и занялась гуманитарными вопросами. Но только под общим руководством Вашингтона. С чем государства, входящие в ООН (а среди них большинство выступало против войны) категорически не согласны.
Правда, в последние полгода Белый дом неоднократно давал понять, что готов обсуждать варианты участия ООН в деле послевоенного восстановления Ирака. Но в добавление к вышесказанному, пыл ооновских чиновников резко охладили теракты против представительств Организации объединенных наций в Багдаде. В августе прошлого года в Багдаде погиб руководитель миссии ООН Сержиу Виейра де Мелло. Неспособность американцев обеспечить безопасность представителям организации поставила под сомнение участие ООН в восстановлении Ирака. По крайней мере, в нынешней обстановке.

США и союзники по коалиции
Под еще большим сомнением находится будущее коалиции, с таким трудом созданной. Как известно, помимо США и Великобритании войну в Ираке поддержали более 30 государств, среди которых Испания (вообще вошедшая в «тройку» инициаторов вторжения), Италия, Польша, Нидерланды, Украина и т.д., вплоть до Сальвадора и Гондураса.
Вне всякого сомнения, большая часть руководства этих стран рассчитывала, что США должным образом «отблагодарят» их за поддержку войны. В какой форме – неважно, будь это подряды на восстановление страны, допуск к контрактам на разработку нефтяных месторождений или просто финансовую помощь. Эти надежды не оправдались. То есть, конечно, на восстановление Ирак Вашингтон тратит и еще планирует потратить огромные суммы. Но большая часть из них достается американским (отчасти – британским) компаниям. А все остальные если что и получают, что незначительные субподряды. Так что заработать на войне в Ираке мало кому удалось.
Между тем, коалиция начала разваливаться чуть ли не на глазах. Первой о намерении вывести свои войска из Ирака заявила Испания, где к власти пришли социалисты, которые изначально выступали против войны. Неважно, что испанский контингент насчитывает всего 1300 человек. Выход Испании из коалиции имеет большое психологическое значение. Стоит напомнить, что США так и не удалось привлечь к оккупации Ирака сколько-нибудь значительные контингенты из других стран, кроме Великобритании. Индия и Пакистан, которых американцы несколько месяцев уговаривали отправить в Ирак несколько десятков тысяч своих солдат, отказались это сделать. Если Испания все-таки не поддастся нажиму Вашингтона и выведет свои войска, то США вообще могут больше не рассчитывать на привлечение хоть сколько-нибудь значительных контингентов из других стран.
Примеру Испании вполне могут последовать и Нидерланды. По крайней мере, парламент страны намерен обсудить целесообразность пребывания голландских войск в Ираке после 30 июня этого года (когда, напомним, вступит в силу переходная конституция страны и оккупация формально будет прекращена).
Президент Польши Александр Квасьневский, в свою очередь, не намерен инициировать вывод польского контингента из Ирака. Однако на днях он заявил, что ощущает определенный дискомфорт из-за того, что его страну ввели в заблуждение относительно наличия в Ираке оружия массового поражения.


Минувший год окончательно развеял иллюзии относительно наличия у Ирака оружия массового поражения. Как ни старались американцы найти доказательства того, что иракское ОМП представляло реальную угрозу, они так и не были найдены. Дольше всех упорствовал сам Джордж Буш, который не поверил ни предвоенным инспекциям экспертов ООН, ни собственным специалистам под руководством Дэвида Кея. Однако против фактов (а точнее, их отсутствия в том, что касается ОМП), как говорится, не попрешь. Теперь американский президент старается вслух об иракском оружии не упоминать, предпочитая рассуждать о важности продолжения борьбы с глобальной террористической угрозой. Белый дом потихоньку сместил акцент на то, что война в Ираке была вызвана необходимостью свержения деспотического режима Саддама Хусейна, в котором персонифицировалась угроза свободе и демократии. И вообще, кампания в Ираке становится частью глобального возмещения «дефицита свободы» на Ближнем Востоке.
То, что за год этого «возмещения» погибло не менее 10 тысяч иракцев (по данным организации «Международная амнистия») является, если следовать логике вашингтонских мыслителей, неизбежной жертвой на алтарь свободы. Сопутствующие потери, одним словом, что поделаешь…
Неизвестно, знакомы ли Джордж Буш и его советники с творчеством классика русской критики В.Г. Белинского. Но даже если незнакомы, то старательно следуют завету «неистового Виссариона»: «Люди настолько глупы, что их надо насильно вести к счастью». Нынешний глава Белого дома не первый, кто пытается воплотить это высказывание в жизнь (и, скорее всего, не последний). Но до сих пор подобные попытки заканчивались безуспешно.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *