Кто съел крестьянскую страну

Как были расшатаны основы жизни прежнего многовекового государства.

На днях встретил я на центральной улице нашего городка старого знакомого, спешащего на местный поезд, в своё село. Человек ещё молодой, лет под сорок Остановились, обменялись обычными приветствиями. Спрашиваю: как живёт, сколько голов скота держит. "Одну корову. — 'Что так мало?" - "Хватает". — 'Так ведь надо и прибыль какую-то иметь на насущные нужды: на одежду, на поездки... да мало ли?" - "А на скотине не заработаешь". — "Разве?.."

Этого человека (назовём его Николаем) я знаю лет пятнадцать. Помню, как начал Николай работать лесничим, приехав в село по окончании техникума. Имея в лесничестве транспортные средства, ходил по лесам пешком на немалые расстояния. Парень видный, спиртным не баловался. Вскоре женился и через несколько лет выстроил просторный дом с необходимыми дворовыми достройками. И сложилось у меня о нём мнение, что это настоящий хозяин, то есть, крестьянин по сути своей. Года два назад узнал я, что лесничим он уже не работает — значит, занимается только домашним хозяйством. Совхоз у них, как говорится, на ладан дышит. И вот такой разговор: на животноводстве, исконном костромском занятии крестьян, ничего не заработаешь. Причины известные: разруха, диспаритет цен, солярка дороже молока. А травы здесь, как правило, богатейшие... да луга-то не выкашиваются. И растёт трава по траве...

Когда-то увидел в одном популярном журнале заголовок, — "Козы съели империю". Вот диво! Прочитал очерк. Речь шла о каком-то дальнем северо-африканском государстве. Скудную древесную растительность постепенно обглодали и уничтожили козы. Империя запустынилась.

Кто же "съел" нашу российскую крестьянскую империю, что она также запустынилась, как были расшатаны основы жизни прежнего многовекового государства? У нас, в сравнении с той историей с козами, получилось всё наоборот: "образованцы" вкупе с "работягами" (так, в отличие от крепких мастеровых и крестьян, принято называть шальной народ, которому "где бы не работать — лишь бы не работать") "съели" и коз, и овец, и лошадей рабочих, и прочую другую живность — и дружно перешли на импортное продснабжение. Можно выразить кратко этот "процесс" другой метафорой: нефть затопила крестьянскую пашню. И обе — хотя первая и вовсе не метафора — будут по сути своей не красивой фантазией, а горькой действительностью. Государство наше живёт за счёт подземных кладовых, игнорируя возобновляемый продукт земледелия, травопользования и лесопользования. Эти главные ценности земли отнесены эпохой "прогресса" в разряд патриархальных и малоприбыльных.

И в этом смысле государство наше, управляемое вроде бы выборными властителями, очень далёкими в подавляющем своём большинстве от земли и её забот, ничем не отличается от хорошо известного по классической литературе типа — беспутного наследника, проматывающего по ресторанам и заграницам накопленное трудами многих поколений своих предков богатство. Самое скверное в том, что эти предки и цель-то главную имели — счастье будущего наследника, образованного, титулованного, опору сильного государства.

И что же нам теперь остаётся: стенать о "дурных временах", не пытаясь даже найти выход из порочного круга гибельной нефтяной горячки? Историю нельзя повернуть вспять, но продолжить человеческую историю можно, при условии разумных действий государства и его граждан. Выход подсказывается самой жизнью: восстановление бережного отношения к природе через возрождение крестьянства и ответственное отношение к судьбе будущих поколений. И вся промышленность должна быть жёстко подчинена именно этой задаче, а не преступной в своём легкомыслии погоне за западными достижениями.

Для решения этой, безусловно, труднейшей задачи необходимо не только всенародное движение, но и пробуждение национального самосознания, поддержка государством и Церковью этого движения. Россия не раз за свою многовековую историю переживала нашествие иноплеменных и предательство людей государственных, но она никогда не была отсталой ни в умственном, ни в нравственном отношении. И в этом залог возрождения России, ее традиционного мировоззрения, определяемого верой православной и верностью Отечеству.


Роман Андреевич СЕМЁНОВ,
"Клуб национальных предпринимателей"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы нефть
Обсудить